ческих субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической
системы в целом), а также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем нацио-нальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой эко-
номики в целом).
При изучении предмета теоретической экономики с целью более четкого его осмысления целесообразно
выделять: сферу исследования экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная
деятельность; объект исследования экономические явления; субъект исследования человек, группа лю-
дей, государство; предмет исследования жизнедеятельность “экономического человека”, группы людей и
государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.
При этом важно подчеркнуть, что основная задача теоретической экономики дать не просто описание
экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, то есть раскрыть систему
экономических явлений, процессов и законов.
Еще представитель исторической школы Карл Менгер подчеркивал, что экономическое знание дает не
одна теоретическая экономика, а целая сеть самостоятельных конкретных экономических дисциплин с
особыми задачами, предметами и логическими примерами. Конкретные экономические дисциплины выра-
батывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а потому относятся не к области
общей теории, а искусства в хозяйственной практике. Важнейшая задача теоретической экономики быть
“несущей конструкцией” не только всей системы экономических наук, но и учебных дисциплин, что явля-
ется основой всей высшей экономической школы.
Взаимосвязь теоретической экономики с другими науками и экономической политикой
Теоретическая экономика является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых
(экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства); функциональных (менеджмент,
финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование); межотраслевых (эк. география, демография, статистика).
При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хо-
зяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное “я” абсолютно независи-
мо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики (“гомо-
экономикса”), и теоретическая экономика поэтому рассматривается как наука о человеческой деятельности,
определяемой ограниченностью потребностей. Главная категория при таком подходе потребность, полез-
ность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных
вариантов.
Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках.
Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращения в пред-
мет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования
выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот
подход предполагает деление на микроэкономику экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли,
и макроэкономику экономические проблемы в масштабе общества.
Рационалистический подход ставит целью открытие “естественных” или рациональных законов циви-
лизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирую-
щих данную систему, изучение экономической “анатомии” общества. Экономические таблицы Кенэ это
вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить
пользу, а целью теоретической экономики не изучение человеческого поведения, а изучение законов,
регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит
(Д.Рикардо). Такой подход позволяет признавать деление общества на классы, в отличие от субъективис-
тов, представляющих общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе
уделяется стоимости, цене, экономическим законам.
Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением научных проб-
лем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внут-
ренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления
постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в постоянном движении.
Методологию нельзя смешивать с методами инструментами, совокупностью приемов исследования в
науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.
Теоретическая экономика использует широкий спектр методов научного познания.
Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции.