Таковы основные методы и приемы организации научного анализа.
ВОПРОС 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Следует различать период предистории экономической теории (Э.Т.) и формирование целостного, систем- ного взгляда на экономические отношения общества.
Различают следующие этапы развития экономических теорий:
Источники развития экономических идей:
Экономическая теория (Э.Т.) выполняет следующие функции объяснительная, прогнозтическая, методологическая,
идеологическая, познавательная, практическая.
Профессор императорского Московского университета Чупров в 1892 году писал: «Если разобрать любую новую теорию, то окажется, что в ней часть заимствована от предшествинников, часть навеяна обстоятельствами места и времени, так что при постройке нового научного здания на долю строителя редко приходится несколько больше, чем приведение в новый порядок и новые сочетания уже готовых материалов. Воззрения людей не сла-гаются сразу, они обыкновенно составляют результат работы длинного ряда поколений. Новые воззрения являются продолжением прежних: или оппозицией или компромиссом».
Э.Т. одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы.
Первоначально взгляды на экономику воспроизводились исходя из простых представлений об экономике, свойственных натураль-ному хозяйству и зарождающихся товарных отношений. Главное различие между взглядами на экономику заклю-чалось в отношениях к натуральному и денежному хозяйству.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) выделил и систематизировал такие две формы экономика и «хремастика».Экономика по Аристотелю это богатство как совокупность полезных вещей, а «хремастика» бо-гатство как накопление денег. Только «хремастика» занималась исследованием движения богатства в денежной форме.
Другая линия в развитии экономических воззрений уже связывала экономические взгляды с социальной оцен-кой экономических действий и мер. Важное место в учениях Фомы Аквинского занимает теория «справедливого обмена», «справедливой цены»: справедливой ценой он считал такую цену, которая, во-первых, учитывает труд, затраченный на производство товаров, и, во-вторых, дает возможность продавцу жить соответственно своему со-циальному положению. Теория «справедливой цены» ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отра-жает интересы класса феодалов и купечества.
Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием «буржуазного» способа производства. В позднее средневековье (ХVI-XVII вв) в экономической мысли Европы происходят изменения, связанные с разложением феодализма и развитием мануфактур, перехода от феодализма к капитализму.
Меркантилизм (италь. Мерканто- торговля) в качестве высшей формы богатства рассматривал деньги, а уве-личение богатства в увеличении суммы денег, ввозимых в страну в результате внешней торговли (А.Серра, Т.Мен, У.Стаффорд, А Монкретьен). Меркантилизм пытается решить проблемы первоначального накопления ка питала и объясняет, что удачнее всего это получается у купеческо-торгового капитала.Также меркантилизм зани-мался решением проблем политики в колониях.
Меркантилизм учение о выгодах торговли, способах ее организации, решениях о внешней и внутренней тор-говле.
Экономическое учение зрелого меркантилизма отражало требования первоначального накопления капитала на той его фазе, когда деньги, занятые во внешней торговле во все большей степени стали подчинять себе националь-ную экспортную промышленность и торговый капитал начал перерастать в промышленный.
Лишь В.Петти провозгласил в качестве источников богатства землю и труд. «Люди и деньги отвратились от земледелия и обратились к мануфактурам по обработке шелка, хлопка, льна и иностранной шерсти …» В.Петти в увеличении населения страны видел средство роста дохода и богатства.
« Сие бо вельми нужно, яже как материалы где родятся, тамо бы они и в дело происходили. Аще бо лен и
пеньку, за моря не возя, делать тут, где что родилось, то тые полотна заморского вдвое или втрое дешевле станут, а люди бы российские богатились».
Посошков ставил задачу не только удовлетворения собственных потребностей страны, но и вывоз товаров за гра-ницу. «А нам если заводов пять-шесть построить, то мы все их государства стеклянной посудой заполнить можем».
Посошков являлся сторонником активного торгового баланса.
Физиократы (Ф.Кенэ, Тюрго) источиком общественного богатства признаваи производство, причем только в сельском хозяйстве.Основная идея физиократов(др.греч. «власть природы») исключительное плодородие земли и бесплодие всех остальных сфер экономики. Физиократы выдвинули идею эквивалентного обмена. Основой физио-кратической теории является определение сельского хозяйства как основы производства. «Земля есть единствен-ный источник богатства и одно только земледелие умножает последнее», «Из всех способов приобретения нет бо-лее достойного свободного человека, чем занятие земледелием».
«Чистый продукт ежедневно создаваемое богатство, которое образует доходы нации, представляет продукт, составляющий после изъятия всех издержек прибыли, извлекаемые из земельных владений. Чтстый продукт слу-жит основой всего развития.»
Кенэ делает вывод: кроме земледелия все остальные отрасли хозяйства бесплодны, ибо все сырые материалы производятся в земледелии, а в проиышленности лишь обретают новую форму.
Кенэ впервые ввел и использовал понятие воспроизводства как постоянного повторения производства и сбыта.
Подлинное становление Э.Т. связано с именами А.Смита и Д.Рикардо.
Адам Смит считал главным мотивом хозяйственной деятельности человека его корыстный интерес, для дости-жения которого человек вынужден оказывать услуги другим людям, предлагая свой труд или его продукты так появляется разделение труда, которое способствует производительности и прогрессу общества, хотя отдельный че-ловек не стремится к этому, заботясь только о своем интересе.
В дальнейшем в классической школе это получило название «хомо экономикус».
Основой экономического учения Смита был принцип свободной конкуренции. «Невидимой рукой» Смит назы-вал стихийное действие объективных экономических законов, которые не только не зависят от воли людей, но час-то действуют вопреки ей.
Момент совпадения личного стремления человека к выгоде и действия «невидимой руки» Смит называет «естественным порядком».
Если экономическая деятельность каждого человека ведет ко благу общества,- главное, считал Смит, эту дея-тельность ничем не стеснять (экономическая свобода).
1.Ничем не стеснять мобильность рабочей силы отменить цеховое устройство с его обязательным ученичеством и закон о поселениях. Рабочий должен сам свободно выбироть, где ему применять свой единственный капитал рабочую силу.
2.Полная свобода торговли внешней и внутренней, отмена государственного регламентации цен.
3.Поощрение конкуренции, запрет на монополии.
4.Труд в промышленности, а не только в сельском хозяйстве создает стоимость и поэтому является производитель-ным.
5.Богатство общества зависит от двух причин: от производительности труда и от отношения между числом тех, кто занят полезным трудом и числом тех, кто не занят. В большей же степени от производительности.
6.Деньги признаются лишь «колесом обращения», а кредит и соответственно ссудный процент нужны лишь для ак-тивного применения капитала.
7.Капитал это накопленный запас орудий труда, сырья, средств существования и денег.
А.Смит создал единый взгляд на природу капитализма и рыночного хозяйства, прибыли, заработной платы, ренты и доходов.
Давид Рикардо один из крупнейших представителей классической политэкономии, сторонник трудовой теории стоимости: стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества. Д.Рикардо сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов. Также Рикардо разработал теорию ренты, принцип сравнительных издержек в международной торговле.
Он утверждал, что экономический анализ общества составная часть предмета Э.Т.