Третийтип – это небольшие фирмы, которые нашли свою нишу на рынке и сконцентрировали усилия на отдельных отраслях промышленности или на выполнении отдельных специализированных функций, что позволяет им успешно конкурировать с большими компаниями, которые в своей практической деятельности занимаются более широким спектром вопросов. Клиентами
консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий и корпораций, руководители государственных предприятий или соответствующих ведомств, центральные и местные органы власти, а также руководители таких территориальных образований, как технопарки, экополисы, технополисы, свободные экономические зоны и т.д. Соответственно перечисленные структурные единицы являются объектом консультирования.
Не все проекты должны заказываться непосредственно высшим исполнительным руководством. Целый ряд задач может рассматриваться на уровне среднего или нижнего административного звена (функциональными службами или производственными подразделениями).
Кроме того, в проекте могут участвовать следующие представители со стороны клиента, так или иначе заинтересованные в выполнении данного заказа:
сотрудники, обеспечивающие взаимодействие;
сотрудники, привлекаемые к работе над заказом под руководством специалиста-консультанта;
менеджеры и другие сотрудники, с которыми будут проводиться собеседования и которые будут готовить необходимую документацию.
Вхождение в консалтинговый бизнес легче с финансовой точки зрения, чем во многие другие виды предпринимательства, поскольку для открытия своего дела в этой сфере требуется не такой большой первоначальный денежный капитал, как для производственной или торговой деятельности. Основным фактором производства консалтинговых услуг является интеллектуальный капитал. Вместе с тем это же составляет и определенную сложность консалтингового бизнеса, так как удержаться в нем можно, лишь доказав, что этот интеллектуальный капитал находится на достаточно высоком уровне.
Поэтому при создании консалтинговой фирмы подбор адекватного ее задачам персонала консультантов является ключевым фактором, а после создания важнейшим фактором становится обеспечение высокого качества услуг и их соответствия меняющимся потребностям клиентов.
При создании и функционировании консалтинговой фирмы консультант должен постоянно задавать себе два вопроса: 1) Чем я интересен моим клиентам?; 2) Что я могу сделать, чтобы удовлетворить этот интерес?
Консалтинг относится к видам бизнеса с высокой степенью риска выбытия, и клиент является в нем ключевой фигурой.
Опыт работы российской Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) показывает, что в России за консалтинговыми услугами обращаются, прежде всего, следующие группы клиентов:
1) молодые, быстро растущие частные предприятия и банки;
2) прогрессивно настроенные местные органы власти;
3) государственные и бывшие государственные предприятия, находящиеся в кризисной ситуации.
Первые две группы руководствуются при этом золотым правилом менеджмента, сформулированным Томасом Питерсом; Реформировать нужного, что работает хорошо, ибо при этом силы могут быть мобилизованы немедленно или, по крайней мере, быстрее, чем в других условиях. Что касается третьей группы, то в консалтинге существуют специальные методы преодоления кризисных ситуаций. В частности, ряд российских консультантов успешно осуществляют разработку программ реформирования и оздоровления предприятий, находящихся в зоне ближнего банкротства.
2.2. Стадии консалтингового процесса
Консалтинговые услуги чаще всего осуществляются не в форме устных советов, а в форме консалтинговых проектов, включающих следующие основные этапы:
1) диагностику (выявление проблем);
2) разработку решений;
3) внедрение решений.
Осуществление такого проекта может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев, а если речь идет об абонементном обслуживании, то и до нескольких лет. Понятие консалтинговый процесс шире, чем проект, оно, помимо проектной стадии, включает предпроектную и послепроектную стадии (схема 5).
Схема 5 Консалтинговый процесс
Предпроектная стадия предполагает прежде всего признание клиентом наличия у него такой проблемы*, решение которой он хотел бы осуществить с помощью консультантов. Такое признание является результатом двустороннего процесса: с одной стороны, это осознание клиентом наличия проблемы как таковой, с другой, – формирование у него желания поручить разработку решения этой проблемы консультантам. Затем клиент формулирует задачи консультантов. В
России такие задачи называются техническое задание, а в мировой практике принят англоязычный термин Terms of reference (буквальный перевод – условия компетенции). Консультант на основании технического задания готовит техническое и финансовое предложения клиенту. Обычно клиент на конкурсной основе выбирает из нескольких предложений то, которое больше всего подходит ему с точки зрения качества и цены, после чего заключает контракт с выбранным им консультантом.
*Под проблемой понимается любая (а не только негативная) ситуация, требующая принятия Управленческого решения. Понимание проблемы в этом смысле является ключевым для консалтинга.
Проектнаястадия осуществляется уже в рамках заключенного контракта. Этап 1: диагностика. Она осуществляется в форме исследования, целью которого является четкое определение основных параметров функционирования организации-клиента, имеющих отношение к проблеме, для решения которой привлечен консультант.
Для успешного проведения диагностического исследования прежде всего важно правильное понимание характера проблемы.
Например, если консультант имеет дело с проблемой коррекции, он будет анализировать данные о предыдущем развитии ситуации, обращая особое внимание на внешние и внутренние факторы.
Если речь идет о проблеме совершенствования, то также проводится изучение предшествующих событий, но роль их будет менее важна, чем анализ современной ситуации.
И, наконец, в случае проблем, связанных с созданием нового (проблемы творческого развития), консультант имеет дело с наименьшим количеством исходной информации.Он должен искать возможные модели будущего развития, используя воображение и творческое мышление*.
*Подробнее о проблемах коррекции, совершенствования и творческого развития см. разд. 2.4.
Во многих консультационных фирмах существует отдельная категория консультантов, которых называют консультантами-исследователями. Это старшие должностные лица фирмы, обладающие достаточными знаниями во всех областям менеджмента и доказавшие свою способность обсуждать проблемы организации-клиента с ее сотрудниками. В ходе предварительного исследования консультант должен собрать необходимую существенную информацию о деятельность компании и ее окружении. Если клиент согласен с результатами предварительной исследования, то начинается проведение
основного исследования.
Целью основногоисследования
является анализ ресурсов клиента, его хозяйственной деятельности, определение сильных и слабых сторон и возможности улучшения результатов.
Подход к проведению исследования определяется следующими тремя основными факторами. Цель:
определение проблем клиента. Сроки:
обычно сжатые, что ограничивает возможности сбора информации. Специализация консультанта: наличие опыта работы с подобными организациями.
Консультант-исследователь рассматривает следующие предметы для того, чтобы понять характер деятельности организации-клиента, найти неиспользованные ресурсы и определить возможные улучшения. • Организация в целом.
Консультант анализирует ключевую информацию о характере, целях, роли и основных параметрах организации-клиента. В частности, его интересует история организации, результатами которой являются ее настоящее положение и традиции. • Окружение.
Клиентная организация должна рассматриваться в контексте социально-экономического окружения с точки зрения потребностей и возможностей самой организации. • Цели и задачи.
Консультант анализирует методологию планирования, используемую клиентом, и цели организации. • Финансы.
Это ключевая область исследования по менеджменту, потому что финансовый результат коммерческой организации отражает хорошее или плохое здоровье почти всех элементов компании. Консультант анализирует финансовые отчеты компании за последние три–пять лет. • Маркетинг.
Консультант рассматривает эффективность маркетинговой стратегии и ее влияние на производство, закупочную и продажную деятельность. • Производство.
Консультант анализирует организацию производства, работу производственных отделов, движение материалов и продуктов. • Опытно-исследовательская работа.
Консультант анализирует полный цикл исследовательская работа – проектная разработка – маркетинг и его взаимосвязь с общим управлением фирмой. • Кадры.
Основным вопросом в области кадров является воздействие кадровой политики (подбор и назначение, продвижение по службе, оплата труда) на работу компании. • Эффективность деятельности.
Проведя анализ по вышеупомянутым вопросам, консультант в состоянии дать определенную оценку общей эффективности работы компании, используя такие показатели, как доля на рынке, объем продаж, прибыль, капитальные вложения и т.п.