10. Подача предложений Предложения могут содержать (но необязательно) расходы либо представлять смету расходов, но в отдельном конверте.
11. Форма представления результатов проекта –
12. CV -
13. Система баллов –
14. Подробности предложения расходов –
15. Срок действия предложения в части расходов и штата –
16. Контакты в период подачи и рассмотрения предложения –
17. Отбор Преимущественно непосредственный отбор. Применяется и система двух конвертов.
18. Переговоры –
19. Форма контракта между заемщиком и консультантом Обычно напрямую с агентством.
20. Профессиональная ответственность –
21. Оценка результатов проекта –
Предложение консультантов
1. Регистрация Всем агентствам-кредиторам (Lending Agencies) следует пользоваться системой DACON.
2. Обновление данных о консалтинговой фирме В конечном счете – непрерывное обновление данных.
3. Досье Банка на консалтянговые фирмы В системе DACON. Модификации только по взаимному согласию.
4. Подданство консалтинговых фирм Ожидается, что GATS (Генеральное соглашение о торговле услугами) приведет к свободной конкуренции. Пока же нынешние требования приемлемы.
Ограничения должны ясно формулироваться в приглашении к подаче предложений.
5. Подданство персонала Ожидается, что GATS приведет к свободному передвижению капиталов, лиц, товаров и услуг. Пока же приемлемы нынешние требования.
Ограничения должны ясно формулироваться в приглашении к подаче предложений.
6. Продолжение участия консалтинговых фирм в последующих стадиях проекта
Обычно разрешается или запрещается только тогда, когда консультант работает плохо либо квалификационные требования на следующей стадии имеют существенно иную природу. Там, где имеется запрет на продление участия в работе на следующей стадии, об этом должно быть заявлено в приглашении к подаче предложений.
7. Информация о рынке Информация о новых проектах от всех агентств-кредиторов должна находиться в одной базе данных в Интернете. Информация по каждому проекту должна последовательно дополняться названиями компаний, включаемых в список кандидатов, и в конечном счете содержать название компании, получившей контракт.
Для менее сложных проектов следует применять двухконвертную систему. Второй конверт открывается лишь у фирм, набравших 80% и более за техническое предложение, а ценовой компонент окончательного сравнения ограничивается 10-20%, но не более 30% от общей оценки (см. также об отборе, основанном на качестве (QBS), предложенном F1DIC).
18. Переговоры В случае комплексных проектов переговоры начинают с теми компаниями, которые набрали самые высокие баллы (очки) за технические предложения. В случае менее сложных проектов переговоры начинают с теми компаниями, которые набрали наивысшие комбинированные баллы (очки) (технико-финансовые), как описано выше (п.
17 «Отбор»).
19. Форма контракта между заемщиком и консультантом За образец контракта следует взять форму контракта FID1C.
20. Профессиональная ответственность
Контрактные положения, касающиеся профессиональной ответственности, должны основываться на одинаковых базовых принципах:
1. Консультант не должен отвечать за косвенный ущерб или ущерб, возникший вследствие определенных причин (indirect or consequential damages).
2. Срок действия ответственности следует ограничить разумным пределом, не превышающим 5 лет.
3. Ответственность консультанта (в денежном выражении) должна ограничиваться разумным и четко определенным пределом.
4. Клиент должен компенсировать консультанту все претензии третьей стороны, превышающие договоренный предел компенсации.
21. Оценка результатов проекта Для всех агентств-кредиторов критерии оценки результатов проекта должны быть одинаковые, и везде, где это применимо, должны фиксироваться в контракте. В тех случаях, когда результаты проекта считаются неудовлетворительными, должна быть проанализирована и сверена с их контрактными обязательствами работа всех сторон, участвовавших в проекте.
Приложение 8 Свод основных знаний о менеджмент - консалтинге, разработанный Международным советом консалтинговых институтов (1СМС1)* (Unifying Body of Knowledge - UBK)
*IСМС1 International Congress. Rome, Italy. 17-18 May 1993 г.
Профессия управленческого консультанта
Управленческое консультирование – относительно молодая и быстро развивающаяся профессия. Кандидат на присвоение звания сертифицированного консультанта (CMC – certified management consultant) должен знать историю профессии, сферу деятельности и связанные с ней организации, а также кодекс профессионального поведения или этики.
1. История консультирования
Один преподаватель менеджмента однажды остроумно заметил, что Аарон, брат Моисея, был первым менеджмент - консультантом, дававшим «деловые» консультации своему менее способному к формулированию мыслей брату. Если датировали бы профессию управленческого консультирования с того времени, то она насчитывала бы уже почти четыре с половиной тысячи лет! Многие ведут отсчет возникновению профессии управленческого консультирования с недавнего прошлого – с Фредерика Тейлора, чьи исследования эффективности труда на сталелитейном заводе в г. Бетлехем в 1889–1891 гг. привели к значительному повышению производительности труда и большому удовлетворению клиента.
Консультантам по управлению интересно и важно знать историю профессии в стране. Ощущение истории помогает увидеть место профессии в конкретном социально-экономическом, политическом и культурном контексте.
2. Краткие определения
Управленческое консультирование – предоставление независимой консультации и помощи в связи с процессом управления клиентам, исполняющим управленческие функции.
Консультант по управлению – лицо, предоставляющее независимые консультации и помощь в связи с процессом управления клиентам, исполняющим управленческие функции.
Профессиональный консультант по управлению – консультант по управлению, рассматривающий управленческое консультирование как профессию, стремящийся к самосовершенствованию как в процессе управления, так и в процессе управленческого консультирования и приверженный этическому кодексу профессиональной организации в области управленческого консультирования.
Сертифицированный консультант по управлению – профессиональный консультант по управлению, соответствующий определенным требованиям к деятельности, квалификации, опыту, компетентности и независимости, установленным профессиональной организацией, проводящей сертификацию.
3. Многочисленные роли консультантов
Существует большое разнообразие типов консультантов и ролей, которые им приходится исполнять. Можно выделить следующие «альтернативные пары» этих типов: дженералист (универсал) и специалист; процесс-консультант и контент - консультант (эксперт); диагностик и исполнитель; работающий над частными проблемами и выполняющий «пакетные» задания; внутренний и внешний консультант; консультант крупного и малого бизнеса. Делая выбор между этими альтернативами, консультанты должны учитывать: 1) что им ближе с точки зрения их личностных качеств, знаний и опыта; 2) какой подход больше отвечает стилю работы клиента; 3) каков характер тех проблем клиента, которые консультант пытается проанализировать и решить.