Прямые инвестиции и долгосрочный капитал


В 1947 г. была создана схема платежного баланса, опубликованная как документ ООН, послужившая базой для разработки МВФ формы и принципов составления платежного баланса. Издавая Руководство по платежному балансу, МВФ продолжал разработку унификации его схемы, которая в общих чертах повторяет систему построения платежных балансов ведущих развитых стран с некоторыми изменениями. Они делают эту схему более универсальной, что позволяет сравнить балансы развитых и развивающихся стран.

Обрабатывая исходные данные, представленные странами, эксперты МВФ вносят уточнения, используют неофициальные публикации, перегруппировывают статьи платежных балансов и выполняют другие корректирующие действия, что позволяет судить о масштабах исследуемых процессов.
Классификация статей платежного баланса по методике МВФ
А. Текущие операции*
Товары
Услуги
Доходы от инвестиций
Прочие услуги и доходы
Частные односторонние переводы
Государственные односторонние переводы
Итого: А (баланс текущих операций)
В. Прямые инвестиции и долгосрочный капитал
Прямые инвестиции
Портфельные инвестиции
Прочий долгосрочный капитал
Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США)**
С. Прочий долгосрочный капитал
D. Ошибки и пропуски
Итого: A+B+C+D (соответствует концепции ликвидности в США)***
Е. Балансирующие статьи
Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование СДР
Движение золотовалютного резерва
F. Чрезвычайные источники покрытия сальдо


G. Обязательства, образующие валютные резервы иностранных
официальных органов.
Итого: A+B+C+D+E+F+G (соответствует концепции официальных расчетов в США)****
Н. Итоговое изменение резервов
Золото
СДР
Резервная позиция в МВФ
Иностранная валюта
Прочие требования
Кредиты МВФ
* С 1976 г. принято публиковать официально только платежный баланс по текущим операциям.
** Эта концепция действовала до 1958 г.
*** Введена с 1958 г.
**** Введена с 1965 г.

Регулирование платежного баланса: национальное и межгосударственное. Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Хотя платежные балансы по своей природе не могут быть постоянно активны или: пассивны, поляризация их состояния усиливает нестабильность валютных курсов и переливы капитала, особенно горячих денег, отрицательно влияет на денежное обращение и в конечном счете на экономику.

При этом стихийный механизм выравнивания платежного баланса через автоматический процесс ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий.
Задача уравновешивания баланса международных расчетов входит в число главных целей экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, борьбой с инфляцией и безработицей. Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мер, направленных на формирование основных статей платежного баланса. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, нацеленных на стимулирование либо ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами с дефицитом платежного баланса обычно для стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капитала применяются следующие меры: дефляционная политика; девальвация; валютные ограничения; финансовая и денежно-кредитная политика; специальные меры воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей.
При активном платежном балансе регулирование направлено на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы — финансовые, кредитные, валютные, а также ревальвация валюты — используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи) и ограничения их импорта. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалютных резервов.


Новым, явлением с середины 70-х гг. стали попытки выработки принципов коллективного регулирования баланса международных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран большой семерки.
К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
• согласование условий экспортных кредитов;
• двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям своп;
• кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.
Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.
Платежный баланс России. Информация о состоянии платежного баланса СССР всегда считалась закрытой. Министерство финансов ежегодно готовило отчет о выполнении валютного плана страны, который было трудно назвать платежным балансом.
После подачи Россией заявки на вступление в МВФ* и в соответствии с его уставом она была обязана представить необходимую статистическую информацию, характеризующую ее экономическое и финансовое положение. Специалистам МВФ и группе экспертов КВЭС РФ Внешэкономбанк и Министерство экономики и финансов РФ представили ранее закрытую официальную информацию о неторговых операциях, платежах по обслуживанию долга и динамике валютных резервов. Это позволило рассчитать платежный баланс бывшего СССР и Российской Федерации за 1990—1991 гг. в разбивке по группам стран, с которыми СССР имел различные системы расчетов.
* Россия вступила в МВФ в апреле 1992 г.

Платежный баланс России рассчитывался на базе союзного по следующей методике. Доля России в союзном экспорте была установлена на уровне 78%, в импорте — 68% в 1990 г. и 67% в 1991 г. Предполагается, что российским является 67% добываемого в стране золота. В платежах по обслуживанию долга доля России — 67%.

Эта же доля принята в расчетах и по другим статьям российского платежного баланса.
После образования Российской Федерации и стран СНГ возникла проблема расчета платежного баланса России с учетом ее экономических связей с другими государствами — членами СНГ и прочими бывшими союзными республиками. Без этого платежный баланс России не может быть полным. Однако включение сальдо расчетов России по межреспубликанским экономическим связям в ее платежный баланс с прочими зарубежными странами требует решения многочисленных методологических, теоретических и организационных вопросов.
Дефицит платежного баланса России по итoгaм 1996 г. составил 22,6 млрд долл., увеличившись на 11,5 млрд долл. по сравнению с 1995 г. Финансирование дефицита платежного баланса было в основном произведено за счет перенесения на будущие периоды платежей по обслуживанию внешнего долга (8,4 млрд долл.), а также за счет государственных займов, среди которых наибольшее значение имели кредиты МВФ (3,8 млрд долл.), Германии и Франции (на общую сумму 3,5 млрд долл.}.
В 1997 г. на платежный баланс России серьезно повлияли два внешних фактора: снижение мировых цен на энергоносители и кризис, охвативший во второй половине года фондовые и валютные рынки Юго-Восточной Азии. Тем не менее, сальдо внешней торговли, хотя и существенно снизилось, оставалось активным, а приток иностранного капитала в целом за 1997 г. превысил аналогичный показатель предшествующего периода почти в 2 раза. Это обеспечило платежному балансу достаточную степень устойчивости и позволило Банку России увеличить валютные резервы на 1,8 млрд долл.
Вместе с тем, положительное сальдо счета текущих операций составило 3,3 млрд долл. (в 1996 г. — 12,1 млрд долл.), т.е. сложилось на самом низком уровне с 1993 г.




Содержание раздела