По теоретических основах
экономической науки
ытаясь преодолеть узость "экономикс", вытекающую из его обыкновения анализировать только те стороны экономической жизни, которые поддаются формализации, а соответственно и подгонять реальные процессы под удобную для анализа математическую форму, отечественные экономисты стремятся дополнить принципы этой науки положениями и подходами "старой" политэкономии, основанной на методах качественного экономического исследования (научной абстракции, единства исторического и логического подходов и т.д.). Как известно, центральное место в качественном экономическом анализе занимает понятие о системе экономических законов и категорий, предмета и метода науки; обязательным требованием является рассмотрение законов и категорий в многообразии их проявлений, рассмотрение примеров творческого применения экономических законов, что, собственно говоря, и превращает экономическое знание в науку.
При этом зачастую перенос многих положений марксистско-ленинской политэкономии в структуру современного микро- и макроанализа происходит механически, без должного теоретического анализа, лишь на том основании, что эти положения отсутствуют в "экономикс" или ему прямо не противоречат. В этом подходе практически реализуется тезис, что "классовой болезнью" в марксистско-ленинской политэкономии была поражена лишь система ее выводов. Не принимается во внимание то, что многие официальные теоретические положения "прежней" политэкономии фактически были преодолены в самой советской науке, что и обусловило те ее достижения, должную оценку которым еще предстоит дать.
Так, практически не подверглось пересмотру понятие о системе экономических законов и характере их действия. Как и раньше, "экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам: специфические и общеэкономические законы. Специфические экономические законы — это законы развития конкретно-исторических форм хозяйствования. Общие экономические законы — это законы, свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного развития. Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и др." [1]*.
Как мы видим, эти представления полностью совпадают с соответствующими положениями марксистско-ленинской политэкономии, изложенными, к примеру, в известном учебном пособии по политической экономии под редакцией Г.А.Козлова ("Политическая экономия", ч.1. М., 1977) за тем лишь исключением, что процитированный выше автор считает, что "в этой системе неверно выделять какие-то основные, главные законы" [2]. Далее проходит и положение марксистско-ленинской политэкономии о характере действия экономических законов. "...
Как и законы природы, экономические законы объективны, то есть действуют независимо от воли и сознания людей. Различия же заключаются в следующем: экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе человеческой деятельности и осуществляются через нее.
Законы природы действуют и вне человеческого общества, например закон земного тяготения" [3].
Отметим, что в основе изложенных выше представлений о характере действия экономических законов лежит философское учение о детерминизме. Исходя из положения детерминизма об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений и определения закона как устойчивого, повторяющегося отношения между явлениями, человек не волен самостоятельно конструировать законы, то есть определять связи между явлениями действительности, поскольку законы действуют независимо от воли и сознания людей, хотя и через их волю и сознание. Даже когда человек думает, что его действия обусловлены его свободным выбором, это ему только кажется. Свобода, согласно учению о детерминизме, может проявляться лишь как осознанная необходимость. Несложно понять, что такое понимание свободы как нельзя лучше соответствует тенденциозным выводам марксистской общественной науки: открытые К.Марксом законы общественного развития независимо от желаний и сознания людей должны были привести к необходимому результату — ниспровержению капиталистического строя.
Следует сказать, что "жесткая" марксистская детерминистская трактовка исторического развития уже давно подвергалась критике в мировой общественной науке, в частности со стороны американских институционалистов (Т.Веблен), отстаивавших тезис о возможности альтернативных путей развития общества.
Далее, мы видим, что согласно представлениям экономистов о системе экономических законов общие и частные экономические законы действуют самостоятельно и параллельно. Нетрудно заметить, что такое понимание соотношения общих и частных экономических законов настолько тенденциозно, что противоречит даже официальной методологии советской науки — диалектическому материализму, согласно которому "между общими и частными З(аконами) существует диалектич(еская) взаимосвязь: общие З(аконы) действуют через частные, а последние представляют собой проявление общих" [4]. Отмеченное противоречие отражает существование еще одного камня преткновения, о который споткнулась теория экономической науки и с которым нельзя входить в здание современной экономической теории.
На наш взгляд, любое знание, включая экономическое, имеет двухуровневое строение. 1-й уровень составляют "естественные" (природные) законы, существующие вне зависимости от воли и сознания людей. В целях производства материальных благ на основе изучения законов 1-го уровня люди создают средства производства и формируют принципы (законы) организации производства, представляющие собой искусственно созданные условия, в которых действие природных законов (1-го уровня) приводит к желаемым для организаторов производства результатам и которые рассматриваются ими как закономерные.
Соответствующие производственные и общественные процессы представляют собой законы 2-го уровня. В отличие от законов 1-го уровня они не только проявляются через деятельность людей, но и возникают благодаря их деятельности. Экономическими законами 1-го уровня являются законы, управляющие поведением людей в материальном производстве, а, к примеру, механизмы денежно-кредитной или фискальной политики, рассматриваемые в макроэкономике, являются экономическими законами 2-го уровня, так как их существование обусловлено организаторской деятельностью творцов этой политики, основанной на знании законов, регулирующих поведение людей в материальном производстве.
При такой трактовке характер действия экономических законов ничем не отличается от характера действия законов движения любой другой формы материи. Экономические законы 1-го уровня (общие законы) проявляются в действии законов 2-го уровня (частных законов). В свою очередь, технические процессы или законы 2-го уровня (например, закон движения паровоза), как и общественные процессы, оказываются исторически преходящими, а законы 1-го уровня — вечными.
Исходя из двухуровнего строения научного знания предметами наук являются законы 1-го уровня, что означает, что предметом экономической науки (экономической теории как фундаментальной экономической науки) являются законы поведения человека в материальном производстве, что в целом соответствует определению предмета науки в "экономикс". Отметим, что к формулировке предмета экономической теории как "поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов" [5] присоединилось большинство отечественных экономистов, включая и тех, кто разделяет марксистские представления о системе и характере действия экономических законов.
Следует сказать, что несмотря на догматизм официальных положений соответствующих научных школ и направлений (к примеру, в "экономикс" вопрос о системе экономических законов вообще не рассматривается), представления о двухуровневом строении экономического знания и соответствующие им представления о характере действия экономических законов складываются у экономистов стихийно, что неудивительно, так как они обусловлены объективной экономической реальностью. Так, в учебниках типа "экономикс" законы поведения людей в материальном производстве (законы 1-го уровня) отделены от законов 2-го уровня, которые и называются собственно экономическими законами. "Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называются экономическими законами (или принципами, как их часто называют на Западе)" [6]. По мнению одного из главных создателей "экономикс" А.Маршалла, закон — "это обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий" [7].
В отечественной экономической науке экономические законы 1-го уровня были не только четко сформулированы (это и есть известные законы экономии времени, роста производительности труда и возвышения потребностей), но и всегда существовало соответствующее понимание соотношения и взаимодействия законов двух уровней: "Объективность характера закона (впредыдущем абзаце речь идет о законе повышающейся производительности труда. — Авт.) находится в зависимости от наличия условий, в которых закон действует. Эти условия создаются хозяйствующими субъектами, которые, естественно, всегда стремятся создать их для реализации объективных требований экономических законов, поскольку таким путем хозяйствующие субъекты достигают получения своей выгоды" [8]. Авторам цитаты лишь осталось назвать процесс получения выгоды законом 2-го уровня.