Индекс инфляции в расчетах


Себестоимость услуг, включаемая в тарифы, принимается на уровне среднеотраслевой для регулируемых тарифов и индивидуальной - для свободных тарифов. Она должна включать станционные и линейные затраты с учетом технологии установления соединений и взаиморасчетов между предприятиями связи.
Индекс увеличения затрат в связи с ростом отдельных состовляющих себестоимости по независящим от предприятий связи причинам (рост минимальной зарабоной платы, тарифов на электроэнергию и тому подобное) определяется как средневзвешенная величина с учетом индивидуальных индексов роста цен на отдельные виды затрат и их удельного веса в базисной стоимости.
Индекс инфляции в расчетах должен приниматься по отчетным или прогрозным данным высших экономичских и финансовых органов страны.
Корректировка базисной себестоимости в связи с улучшением качества предоставляемых услуг должна производится лишь в том случае, если затраты на повышение потребительных свойств не учтены в себестоимости.
Индекс качества должен применяться для корректировки тарифов только по тем видам услуг, по которым имеет место фактическое улучшение их потребительских свойств.
Прибыль включаемая в тариф, определяется на основе нормативного или планируемого уровня рентабильности. Ее величина должна быть такой, чтобы предприятие имело возможность не только платить налоги и материально стимулировать работников, но и обеспечивать расширение и модернизацию производства, его техническое перевооружение с целью наиболее полного удовлетворения спроса на услуги связи и улучшения их потребительских свойств.
При этом прибыль предприятий связи доолжна отражать народнохозяйственную (потребительскую) ценность услуг, обеспечиваемую в сфере их применения. Поэтому целесообразно включать в тариф прибыль, определяемую не по единой норме рентабельности, а дифференцировать ее в зависимости от величины нороднохозяйственного эффекта, получаемого отдельными группами потребителей, учитывая при этом их платежеспособность. Для населения рекомендуется устанавливать минимальный уровень ретабильности. Он может быть принят равным нормативу абсолютной экономической эффективности, то есть 14%.

Можно также использовать данные, взятые из пратики международной торговли лицензиями, которая предусматривает долю производителя в прибыли потребителя в пределах от 10% до 35%.
Для определения рентабильности услуг по остальным группам потребителей (госбюджетные организации, хозрасчетные предприятия, включая комерческие структуры), можно воспользоваться шкалой соотношений между величиной потребительскогоэффекта у различных групп абонентов услуг электросвязи, приведенной в таблице 1.



Группы потребителей/
показатели

население

госбюджетные
организации
хозрасчетные предприятия и комерческие структуры
коэффициенты-соотношения народнохозяй-ственного эффекта

уровни рентабильности
в %


1




10/35


3/4




30/140


7/9




70/315


Зная структуру потребительских услуг связи и ориентируясь на приведенную шкалу коэффициентов-соотношений, каждое предприятие может самостоятельно установить уровни рентабильности услуг для конкрктных групп потребителей таким образом, чтобы средний уровень рентабильности по всем сферам применения данной услуги не превышал установленного норматива (планируемой величины). Таким образом, уменьшение уровня рентабильности в базовой группе потребителей (население) компенсируется за счет других групп потребителей, имеющих более высокую платежеспособность. В случае, если тарифы, установленные на основе вышерассмотренных принципов рыночного ценообразования, являются настолько высокими, что соответствующие услуги становятся недоступными для потребителей с низкой платежеспособностью или существенно ограничивают спрос, регулирование цен предусматривает воможность и необходимость использования льготных (протекционистских) тарифов, которые могут быть ниже стоимости, а в ряде случаев себестоимости услуг. В стратегии рыночного ценообразования такой подход получил название “установление цены на основе заложенных издержек производства”.

При этом издержки смещаются с бытовых потребителей на деловых, которые платят больше, чем производители услуг тратят на их производство. А для населения благодаря низким ценам расширяется охват услугами электросвязи. В таких случаях как для регулируемых, так и для свободных тарифов должны быть использованы единые критерии, определяющие допустимую величину тарифов на социально значимые услуги. Такими критериями могут быть максимальная доля затрат на оплату услуг электросвязи в потребительском бюджете.



Специально проведенные исследования показали, что доля денежных средств, выделяемых на связь в общем бюджете семьи составляетпримерно 1%, в том числе на оплату услуг электросвязи приходится примерно 0,7%. При установлении тарифов для населения необходимо проводить выборочные социологичесие обследования по определению структуры потребительских расходов на оплату услуг электросвязи в подотраслевом разрезе. Методика расчета тарифов на основе заложенных издержек производства состоит в следующем.
Например, средний душевой доход населения во втором квартале составил по одному из регионов России 182 тыс. рублей в месяц на человека. Коэффициент семейственности в данном регионе равен 3.2, а на оплату услуг городской телефонной связи приходится в среднем 62.25% всех затрат на электросвязь. Тогда месячная абонементная плата за телеффон для населения может быть установленна на уровне;

Тнас=0.007*182000*3.2*0.6225=2500 рублей

После этого может быть установлен тариф для госбюджетных организаций с использованием коэффициентов-соотношений, характеризующих потребительский эффект у различных групп абонентов, представленных в таблице 1. В нашем примере при коэффициенте-соотношений равном 3 абонементная плата за телефон для госбюждетных организаций должна составить;

Тгб=2500*3=7500 рублей в месяц.

Тариф при хозрасчетных предприятий определяется по остаточному принципу. Для этого следует определит общую сумму доходов, которую планирует получить предприятие за данный вид услуг от всех абонентов исходя из фактической средней себестоимости и планируемого уровня рентабильности.
Из общих доходов вычитаются доходы, которые предприятия планирует получить от потребителей группы “население” и группы “госбюджетные органиизации”, в результате чего определяется сумма доходов, которую необходимо получить от хозрасчетных предприятий
Делением суммы на количество абонентов данной группы определяется тариф для данной группы потребителей.
Для иллюстрации изложенных принципов установления тарифов проведен расчет абонентной платы за пользование телефонными аппаратами городской телефонной связи (ГТС) на примере одного из предприятий Российской Федерации. Расчеты проводились по методу равновесной рыночной цены (I метод) и на основе заложенных издержек производства (II метод).
Месячная абонементная плата за телефоны ГТС (01.04.94)

Групппы потребителей
Действующие тарифы,
руб. 01.04.94г.
Расчетные тарифы, руб
I метод II метод

население

1800

6600 2500
госбюджетные организации

2600

7900 7500
хозрасчетные организации

26000

12100 36500

таблица 2
Рассчитанные по первому методу тарифы для населения и госбюджетных организаций превышают действующие в 3,6 раза, в то время как для хозрасчетных предприятий расчетный тариф более,чем в два раза ниже фактического.
Тарифы установленные по второму меетоду, для всех групп потребителей также выше, чем действующие. Это объясняется тем, что фактические тарифы установленны без учета таких ценообразующих факторов, как рост текущих затрат на производство, инфляция и других. Доходы получаемые предприятиями по этим тарифам практически достаточны только для возмещения расходов, не обеспечивая необходимый уровень рентабельности. Первый метод является более обоснованным с точки зрения производителя. Он обеспечивает полное возмещение затрат на производство независимо от групп потребителей, а закладываемая в тариф прибыль пропорциональна эффекту, получаемому в различных сферах применемия услуг.

В то же время, с учетом нестабильности экономической ситуации в стране, снижения жизненного уровня большинства населения наиболее приемлемым для установления тарифов на услуги местной телефонной связи является второй метод. Его применение позволяет учесть хозрасчетные интересы предприятий и обеспечить социальную защищенность наименее платежеспособных групп потребителей, установив для них “протекционистские” тарифы. При установлении тарифов на услуги междугородней телефонной связи, которые являются взаимозаменяемыми с услугами почтовой и телеграфной связи, следует рекомендовать метод расчета равновесной рыночной цены. Этот же метод рекомендуется использовать при формировании тарифов на новые виды услуг (сотовая телефонная связь, телефакс, электронная почта и другие).

По мере стабильности экономики России и роста доходов населения метод расчета равновесной рыночной цены должен стать основным и при установлении тарифов на услуги местной телефонной связи.

Список литературы.

1. “Правовые основы перехода к рыночной экономике т.2 1991г.
2 .Камаев “Экономика и бизнес” 1993 г.
3. Петров “Основы предприримательства и организационно-правовые
нормы хозяйствования.” 1991 г.
4. Хайман “Современная микроэкономика: анализ и применение.” 1992г.
5. Городецкий А.Е. “Общество и экономика” 1993 г. №2
6. Вопросы экономики 1993 г. №10
7. Мировая экономика и международные отношения 1994 №2
8. Экономические науки 1992 г. №2
9. ЭКО 1993 №7
10. Право и экономика 1994 №21\22
11. Закон 1995 №4
12. Вопросы экономики 1995 №11
13. Мировая экономика и международные отношения 1995 №9
17. Российские вести №41 03.03.95 (газета)
18. Закон “Оконкуренции и ограничнии монополистической деятельности
на товарных рынках” от 22 марта 1991года.

1 World Development Report 1994.Infrastructure for development Oxford,1994
2 Экономист 1989г №4



Содержание раздела