Охрана окружающей среды и экологическая политика в начале 90-х гг. становится неотъемлемой частью финансово-экономической политики большинства стран мира, а также частью современных международных экономических отношений. Активную работу по экологическим проблемам ведет институт Worldwatch Всемирный наблюдатель, созданный в США еще в 1984 г., который проводит научные исследования, конференции и издает статистические ежегодники по экологическим проблемам. Аналогичные вопросы решает также международный Институт «Экотехника», разрабатывающий конкретные решения по преодолению экологических кризисов в различных регионах мира.
В настоящее время большая часть экологических вопросов решается в рамках ООН и Европейского союза.
Так, в 1992 г. была проведена международная конференция ООН по экологическим проблемам в Рио-де-Жанейро (Бразилия), где были сформулированы концепции устойчивого стабильного развития мирового сообщества, которую подписало большинство стран мира, включая Россию. Основные положения этой конвенции сводятся к следующему: непротиворечивость интересов настоящих и будущих поколений, равенство экологических прав народов всех стран; взаимопомощь и сотрудничество в решении экологических проблем. И хотя концепция пока находится в стадии разработки, ее главная идея выглядит как абсолютно новая доктрина развития мира.
Поэтому конференция прежде всего констатировала, что XXI в. для человечества должен быть «Веком Экологии», а не «Веком Экономики».
Ответственность за трансграничное влияние стала одним из наиболее эффективных факторов межгосударственных отношений. В частности, в настоящее время строительство высотных труб, разносящих вредные вещества на большие расстояния, запрещено в большинстве стран. Такие организации, как ЮНЕП и Координационный центр по воздействию в Европейском союзе, ежегодно проводят сессии, на которых подводятся итоги работы в области окружающей среды по каждой стране и разрабатываются новые проекты и программы совместных действий.
Они также осуществляют международное финансирование по линии охраны окружающей среды и оказывают необходимую помощь многим развивающимся странам.
В 1994 г. ЕС разработал «Руководящие принципы по проведению экологической политики» для стран с переходной экономикой, включая Россию, для которых даются рекомендации по выбору и реализации основных мер в области защиты окружающей среды с учетом специфики этих государств.
Активная экологизация международных экономических отношений, международное сотрудничество в области окружающей среды привели к новой сфере деловой активности «зеленому бизнесу». Это специфический сектор экономики, который предусматривает ресурсосбережение, технологию защиты окружающей среды, различные экологические услуги. В США, Западной Европе, Японии и ряде других стран активно развивается корпоративный экологический бизнес, который выражается в росте числа компаний, производящих различное очистительное оборудование и технологии, альтернативные источники энергии, экологическую экспертизу, озеленение территорий.
Годовой оборот природоохранных технологий составляет более 700 млрд долл., а к 2000 г. возрастет в 10 раз.
Глобальное сотрудничество в области дальнейшего разоружения. Милитаризация экономики и военные расходы пока еще поглощают значительные производственные, финансовые и трудовые ресурсы. К началу 90-х гг. во всем мире в сфере военной экономики и обороны было занято около 80 млн человек. Непосредственно количество военных составляло около 29 млн человек (11 млн в развитых и 18 млн в развивающихся странах). Военные научно-исследовательские расходы составляют 25% всех мировых расходов на эти цели.
Военная промышленность и расходы оказывают негативное воздействие в целом на экономику, а также на всю систему международных экономических отношений, отвлекая валютные ресурсы стран, увеличивая внешнюю задолженность, снижая конкурентность товаров и тем самым понижая эффективность внешней торговли и повышая ее инфляционные издержки. Поэтому с начала 90-х гг. ставится задача массового перевода экономики на гражданские рельсы, т.е. проведения конверсии путем сокращения военного производства и военных расходов там, где это возможно. Действительно, прекращение «холодной войны» и смягчение напряженности путем заключения важнейших договоров в области ядерно-ракетного вооружения между СССР и США, а затем Россией и США, а также подписания международных соглашений о сокращении обычных вооружений способствовало уменьшению военных бюджетов и некоторых военных производств стран НАТО, России и некоторых других. В частности, произошло сокращение производства танков, артиллерийских систем, некоторых типов самолетов и иных видов вооружения. Однако данные изменения оказались не столь масштабными, чтобы существенно повлиять на экономику и международные экономические отношения.
Это связано с тем, что пока еще отсутствует полное политическое доверие между странами, продолжаются локальные войны, существуют «горячие точки» (Ирак, Югославия, Эфиопия, Афганистан, Ближний Восток, индийско-пакистанский конфликт), а также сохраняется концепция о том, что военно-промышленный комплекс (ВПК) является двигателем экономики, включая развитие внешней торговли и пополнение валютных резервов. Кроме того, как показала практика последних лет, ВПК во многих странах оказывает довольно сильное воздействие на исполнительную и законодательную власть, преследуя свои корыстные цели.
В результате указанных причин сохраняются негативные социально-экономические последствия для мирового сообщества. Поэтому и необходимы объединенные усилия правительств различных стран в деле продвижения процесса разоружения в глобальном направлении. Для этого требуется дальнейшее разоружение и проведение политики национальной безопасности, изменение содержания самих международных военно-политических отношений путем отказа от традиционной практики угроз и давления со стороны одного или нескольких государств на своих партнеров и оппонентов, от применения силовых методов.
Кроме того, необходимо выравнивание военных доктрин государств, замена наступательных доктрин на оборонительные, расширение международного сотрудничества в области экономики разоружения, углубления конверсии военной промышленности путем определения ее международного и национального уровней, оздоровления экономики за ее счет, определение общих условий и практических мероприятий в этой области, а также установление специфики военно-промышленных комплексов с целью их сокращения.
Выполнение этих условий позволит мировому сообществу в целом и отдельным государствам, в частности, высвободить существенные материальные, трудовые, финансовые и валютные ресурсы на решение многочисленных социально-экономических проблем, оздоровить валютно-финансовые отношения, укрепить всю систему международных экономических отношений.
Сотрудничество в области освоения космоса и мирового океана. Одним из важнейших направлений последних лет является международное сотрудничество в области освоения космоса между ведущими развитыми странами, и прежде всего Россией и США, США и Западной Европой, а также Россией и другими странами.
Такое сотрудничество в первую очередь широко проявилось в совместном использовании российской орбитальной станции «Мир» США и другими развитыми странами в виде полетов-стажировок космонавтов в целях выполнения различных космических, биологических и технических экспериментов в условиях невесомости. Каждая страна участница таких экспериментов, как правило, оплачивает в валюте пребывание своих космонавтов и астронавтов на орбитальной станции. Данное сотрудничество получило широкое развитие в 90-х гг. после перехода России на рельсы рыночной экономики.
Расходы стран, направляемые на пребывание их космонавтов и астронавтов на станции «Мир», в 90-х гг. оплачиваются в твердой валюте и составляют несколько сотен миллионов долларов. Эти деньги получила Россия, что позволило ей частично финансировать дальнейшие собственные космические исследования путем производства космической техники нового поколения и вести подготовку своих космонавтов. Другие страны, участвующие в этой программе, также получают определенные выгоды, проводя уникальные научные эксперименты. Нахождение российской станции «Мир» длительное время на космической орбите позволяет ряду западных стран экономить значительные денежные средства, так как им не надо создавать своих орбитальных станций, что требует больших затрат. В свою очередь космонавты России несколько раз проходили стажировку на американских космических кораблях шаттлах типа «Челенджер» и «Дискавери», проводя российские космические исследования.
Такая практика стала возможной после 1974 г., когда СССР и США осуществляли совместный космический проект «Союз Аполлон» по стыковке своих космических кораблей.
Другим направлением космического сотрудничества являются коммерческие запуски ретрансляционных спутников связи, которые в основном осуществляются тремя странами: Россией, США, Францией, обладающими в настоящее время самыми мощными космическими потенциалами, включая производство ракет и наличие космодрома (Россия Байконур, США мыс Канаверал, Франция Французская Гвиана). Эти страны выводят на орбиту вокруг земли коммерческие спутники по заказу других стран или частных телекоммуникационных компаний, ведущих телевещание в различных регионах мира. За такие услуги Россия, США и Франция получают от них твердую валюту.
А к подобным услугам широко прибегают страны Западной Европы, Япония, Бразилия и др.