Пусть dt - отклонение от
Все рассуждения, приведенные выше касались одного отдельно взятого банка, однако лаг клиринга устанавливается клиринговой палатой, составленной из представителей всех банков-участников. Поэтому, лаг, являющий оптимальным для одного банка, может быть далеким от такового для остальных банков. Поэтому для учета интересов всех участников системы предлагается следующая модель.
Пусть в клиринговой системе участвует n банков. Обозначим, как и ранее для i-го банка, вычисляемый по формуле (2.6),
т.е. максимизируется наименьший из удельных эффектов от применения клиринга для всех банков-участников.
2.4. Статистическая оценка оптимального лага.
На основе статистической выборки, включающей в себя ежедневные данные за четыре месяца, были получены следующие оценки вышеописанных параметров: i*=0.05, k*=v*=0.42. Подставив оценочные значения в формулу (2.9), получим следующую оценку оптимального лага клиринга t* =1,538372. Таким образом, на основе вышеизложенной модели оптимизации лага клиринга можно утверждать, что оптимальным в текущих условиях является лаг в полтора дня, т.е.
36 часов.
3. ППП «Система межбанковского клиринга»
3.1. Назначение и структура пакета
ППП «Система межбанковского клиринга» является практической реализацией идеи автоматизации клирингового процесса. Пакет охватывает автоматизацию как работы самой клиринговой палаты, так и работы банков-участников клирингового сеанса. ППП содержит два функционально различных программных модуля: «АРМ оператора клиринговой палаты» и «АРМ оператора банка» и представляет собой программный продукт, построенный по схеме «клиент-сервер».
Сервером является модуль «АРМ оператора клиринговой палаты», а клиентом модуль «АРМ оператора банка». В системе всегда действует один сервер и неограниченное количество клиентов. Модуль «АРМ оператора клиринговой палаты» устанавливается на сервере клиринговой палаты, а экземпляры модуля «АРМ оператора банка» на серверах или рабочих станциях банков-участников клирингового процесса, по одному на каждый банк. ППП обеспечивает всю необходимую функциональность для работы клиринговой палаты, однако для реального внедрения необходима существенная доработка в области сохранения целостности данных и контроля доступа к ним. Однако эта доработка может производиться независимо от существующего кода стандартными средствами СУБД.
Система взаимосвязанных таблиц данных сервера реализована на базе СУБД Oracle 7.3.3 Server. Рекомендуемыми операционными системами для этой СУБД являются SCO Unix версии 5.2 и выше либо Windows NT Server версии 4.0 и выше. Клиентская часть реализована на базе СУБД Personal Oracle 7.3.3.
Удаленный доступ к серверу БД реализован с помощью стандартного средства СУБД Oracle 7.3.3 Oracle SQL* Net. Графический пользовательский интерфейс обоих модулей реализован в RAD-среде разработки приложений Borland Delphi 3.0 Client/Server для операционной системы Windows 95 или Windows NT Workstation. Полный текст исходного кода ППП «Система межбанковского клиринга» приведен в Приложении 1.
3.2. Модуль « АРМ оператора клиринговой палаты»
Модуль «АРМ оператора клиринговой палаты» устанавливается на сервере клиринговой палаты и обеспечивает добавление и удаление банков-участников клиринговой системы, прием, обработку платежных документов, проверку их на наличие ошибок и проведение окончательных взаиморасчетов между банками-членами клиринговой палаты. Кроме того, данный модуль инициирует начало клирингового сеанса, ведет статистику платежей и закрывает сеанс по истечению заданного срока. Работой модуля управляет один человек оператор клиринговой палаты, наделенный особыми полномочиями.
Главное окно модуля «АРМ оператора клиринговой палаты» выглядит следующим образом:
При выборе подпункта «Отправить сообщение» на экран выводится диалоговое окно для ввода параметров сообщения. Его вид показан на 3.6.
3.6. Диалоговое окно отправки платежного сообщения.
Выбор подпункта «Показать сообщения» приводит к выводу на экран диалогового окна со списком сообщений, которые относятся к банку-владельцу запущенной копии модуля. Можно выбрать для показа входящие платежи, исходящие платежи или оба типа одновременно. Показываются лишь те сообщения, которые были подтверждены клиринговой палатой в модуле «АРМ оператора клиринговой палаты».
Вид этого окна приведен на 3.7.
Рис 3.7. Окно со списком подтвержденных сообщений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном дипломном проекте освещены проблемы межбанковского клиринга и методы их решения, приведены реальные модели клиринговых систем. Кроме того, поставлена, математически сформулирована и решена проблема оптимизации важнейшего параметра клирингового цикла лага клиринга. На основе реальных статистических данных получена статистическая оценка искомого параметра.
Также приводится математическая модель обобщения полученных результатов для максимизации прибыли каждого из участников клиринговой системы.
Существенной частью работы в дипломном проекте является разработка пакета программных продуктов «Система межбанковского клиринга». Этот программный продукт является попыткой комплексной автоматизации клирингового процесса. Пакет полностью готов для тестового использования и сбора статистической информации, планируется его доработка в областях сохранности целостности данных, управления доступом и оптимизации производительности до уровня реальной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
SQL-КОД ППП «СИСТЕМА МЕЖБАНКОВСКОГО КЛИРИНГА»
----------------------------------------------------
-- Модуль Banks
-- Содержимое :
-- 1. Sequence BankID_Seq
-- 2. Table Banks
----------------------------------------------------
PROMPT Creating sequence BankID_Seq...
-- Последовательность уникальных идентификаторов для банков-участников
CREATE SEQUENCE BankID_Seq
INCREMENT BY 1
START WITH 1
MAXVALUE 99999999
MINVALUE 1
NOCACHE
CYCLE;
PROMPT Creating table Banks...