С условием кредитовании поставщика в форме оп ла ты требований к опреде ленной дате или пре дварите льной оп латы. В первом случ ае клиент факторинговой компании отгру зив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозя йственному договору (обычно от 30 до 120 дней). Сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.
В с лучае предварительной оплаты фак торинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 8090% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур).Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продук ции, ее цене и т. п. Получение такой услуги наи более полно отвечает потребностям функционирующ их предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в п родажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капи тала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.
Помимо учета счетов фактур факторинговая компания может выполнять ряд др угих усл уг , связан ных с расчетами и основной хо зя йст ве нно - фи нансовой деятельностью клиента:
В этих условиях ф акторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов .(конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может суще ственно сократить собственный штат служащих, чт о способ ствует снижению издержек по производству и сбыту продукции.
Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компа нии, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинен ию их свое му влиянию и контролю.
В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком , а с 1989 г. факторинговые отделы стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.
В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг:
Суть операций по услугам 1-й группы заключается в том, что отдел за счет своих средств гарантирует поставщику оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных требований поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает факторингу право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу факторинга на его счет. Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных требований поручений поставщика фактически означает предоставление ему факторингом кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от неплатежеспособности покупателя.
В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счет, клиент факторинга имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи в хозяйстве.
При покупке факторингом у хозорганов просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям он оплачивает поставщику за счет своих средств указанную задолженность не огульно, а при определенных условиях : при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что плательщик не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным. Операции по переуступке клиентом факторингу просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокий размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5-2 раза выше, чем при покупке факторингом задолженности по товарам отгруженным срок оплаты которых не наступил.
Вообще, плата, взимаемая факторинговой компанией с клиента (поставщика),. состоит из двух элементов.
Во-первых, платы за управление, т.е. комиссии за собственное факторинговое обслуживание ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. Размер данной платы рассчитывается как процент от годового оборота поставщика, и его величина значительно варьируется в зависимости от масштабов и структуры производственной деятельности поставщика, оценки компанией объема работ, степени кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг той или иной страны. В большинстве стран он находится в пределах 0,5-3,0%. При наличии регресса делается скидка на 0,2-0,5%.
Плата за учет (дисконтирование) счетов фактур составляет 0,1-1,0% годового оборота поставщика.
Кроме того, размер платы зависит от конкретной страны импортера.
Типы факторинговых соглашений
В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений.
Соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных д олговых требований (за минусом издержек) к определенной дате.
За редким исключением полное обслуживание произв одится при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании д олги всех своих клиентов. С точки зрения компании это устранит возможность ее дискриминации, поск ольку в противном случае поставщик может переуступить ей только те долговые требования, которые трудно инкассировать или по к о торым максимален кредитный риск. Такая система выгодна и для поставщика ему не придется вести учет и осущ ествлять оп ерации по отдельным, непереуступленным долговым требованиям.
Таким образом, данное условие оптимально для обеих сторон.
Соглашение о по лном обслуживании с правом регресса улича ется от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести доставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику д олговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).
Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учета и управления кредитом, тем не менее оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплач енные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве се агента по их инкассированию.
Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке факторинговой компании, но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено, что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика.