Специалисты также ожидают исправления финансовой ситуации у Vodafone Group (VOD), убытки которой за 2000 г. составили $1,64 на АДР. В текущем году ее прибыль ожидается на уровне $0,85 на АДР. Компания VOD взяла на себя риск инвестировать в лицензии на предоставлении услуг мобильной связи третьего поколения, 3G, а также в местные компании беспроводной связи развивающихся рынков Восточной Европы. В апреле 2000 г. VOD выиграла конкурс на лицензию 3G типа B на аукционе, проводимом британским правительством, потратив на нее 5,9 млрд. ф. ст. ($9,5 млрд.).
Кроме того, ею было израсходовано $120 млрд. на покупку немецкой компании Mannesmann. В один прекрасный день часть рисков, взятых на себя компанией, окупятся, а тем временем у VOD имеется порядка $19 млрд. в наличных и эквивалентах, которые, надо надеяться, помогут ей выстоять в трудные времена.
Аналогичные по сути истории могут быть рассказаны о французской фирме Aventis (AVE) и британской British Sky Broadcasting (BSY), убытки которых в 2000 г. составили $0,85 и $2,40 на АДР, соответственно. В текущем году специалисты ожидают от них прибыли. Остается только надеяться, что эти компании сумеют оправдать возлагаемые на них надежды.
Что касается причисленных к той же категории компаний Royal Dutch Petroleum (RD), TotalFinaElf (TOT) и Deutsche Bank, то им также прочат положительные перемены, обусловленные либо новым менеджментом, либо результатами реструктуризации деятельности, либо же изменением соотношения спроса-предложения в их основном бизнесе. А их главным отличием от первой пятерки компаний является то, что в прошлом году их финансовые показатели не были столь разочаровывающими.
В частности, TotalFinaElf давно и активно занимается реструктуризацией деятельности. Компания осуществила два приобретения, позволивших ей увеличить охват рынка и добиться сокращения издержек. Кроме того, подтверждая наметившиеся в Европе позитивные тенденции, TOT начала придерживаться более дружественной по отношению к акционерам политики, в том числе осуществлять обратный выкуп акций. Компания также увеличила размер дивидендов на 40%, и теперь доходность ее бумаг на базе дивидендов составляет 2%. Помимо этого, TOT предпринимает шаги, направленные на увеличение объемов нефтедобычи в будущем.
Менеджмент компании, безусловно, заслуживает самых высоких оценок.
Компания RD также осуществила реструктуризацию, но не путем приобретений, как TOT. В конце 1998 г. она объявила о широкомасштабной стратегической реорганизации, направленной на повышение показателей прибыли. RD поставила своей целью увеличить показатель возврата на акционерный капитал, ROE, до 14%.
В 2000 г. этот показатель уже стал двузначным, и есть все основания полагать, что вскоре RD может добиться намеченной цели.
Вообще европейские нефтегазовые компании находятся в особом положении, поскольку помимо благоприятной для нефтегазового сектора в целом ценовой конъюнктуры, их преимущества дополняются слабостью евро, в которых исчисляются все их расходы, тогда как их прибыль выражается в твердой американской валюте.
Отвлекаясь от нефтегазового сектора, стоит отметить, что с точки зрения аналитиков, еще одной компанией, заслуживающей пристального внимания, является Deutsche Bank (акции которого торгуются на американском внебиржевом рынке), поскольку он может значительно улучшить свои позиции в результате проведения пенсионной реформы в Германии.
И, наконец, нельзя не обратить внимания на европейские акции, которые в настоящее время являются недооцененными. В их число входят Eni (E), Volkswagen Group, Hellenic Telecommunications Organization (OTE), Norsk Hydro (NHY) и Shell Transport Trading (SC). Коэффициент "цена/прогнозируемая прибыль" этих акций ниже 19, а их среднегодовые темпы роста на ближайшие 3-5 лет составляют в среднем 12%.
Ежегодный валовой доход всех этих компаний достигает, по меньшей мере, $1 млрд.
К примеру, бумаги Eni (E), итальянской вертикально-интегрированной нефтегазовой компании, характеризуются существенно более низким коэффициентом "цена/прибыль", чем у конкурентов и по отрасли в среднем, а между тем компания демонстрирует замечательные финансовые результаты. Акции E торгуются сейчас на 14% ниже своего 52-недельного максимума.
Сейчас бумаги Volkswagen торгуются на уровне $9,35, таким образом, их коэффициент "цена/прогнозируемая прибыль" составляет лишь 9,5 (прибыль компании за 2001 г. прогнозируется на уровне $0,98 на акцию).
АДР не слишком известной греческой телекоммуникационной компании Hellenic Telecommunications Organization (OTE), торгующиеся, тем не менее, на Нью-йоркской фондовой бирже стоили по состоянию на 1/08/01 г. $7,14, тогда как их 52-недельный максимум составляет $11,19. Аналитики, опрошенные Thomson Financial/IBES, ожидают среднегодовых темпов роста прибыли компании в течение ближайших 3-5 лет на уровне 14%. Прибыль за 2001 г. прогнозируется на уровне $0,81 на акцию, таким образом, их коэффициент "цена/прогнозируемая прибыль" равен всего 8,8.
Не так давно компания сообщила о прибыли за I квартал в размере $0,28 на акцию, что на 6% выше результата за аналогичный квартал 2000 г. Ее доходы от услуг сотовой связи в I квартале удвоились по сравнению с прошлогодними результатами и составили $128 млн.
Норвежская промышленно-химическая фирма Norsk Hydro (NHY) недавно сообщила о прибыли за I квартал в размере $364 млн., что на 22% выше результата за тот же квартал 2000 г. Сельскохозяйственное подразделение NHY Agri характеризовалось особенно высокими результатами за квартал: его операционный доход вырос на 51%. Хотя бумаги NHY торгуются недалеко от своего 52-недельного максимума, их коэффициент "цена/прогнозируемая прибыль" равен лишь 10,2.
Довольно низким коэффициентом "цена/прогнозируемая прибыль" отличаются также бумаги британской Shell Transport Trading (SC) 18,0.
Европейский регион также является родиной ряда компаний, чей потенциал огромен, но еще не реализован, так как они либо работают в довольно новых сферах бизнеса, как французская фирма Altran Technologies, осуществляющая научные исследования и разработки на заказ, либо вносят революционные новшества в уже устоявшихся сферах бизнеса, как Aegis, британская медиа-компания, либо же создали новую бизнес-модель. Примером последней категории компаний может служить немецкая фирма MLP, специализирующаяся на страховании жизни. Акции лишь немногих из таких европейских фирм присутствуют на американском рынке, а некоторые из них пока еще являются частными.
И все же эти имена стоят внимания.
Этот список можно дополнить таким именем, как Materna - частная немецкая компания, специализирующаяся на доставке коротких текстовых сообщений, SMS, с использованием собственной технологии. Сейчас европейский SMS-бизнес оценивается в сумму порядка $18 млрд., и Materna, являясь крупнейшим нетелекоммуникационным провайдером SMS-услуг в мире, не может пожаловаться на доходы. Со времени создания фирмы в 1998 г. ее валовой доход утроился. В настоящее время Materna лелеет надежды, что вскоре ее текстовые сообщения станут мультимедийными.
Фирма также работает с Hewlett-Packard (HWP) над созданием технологии, позволяющей использовать SMS, как связующее звено между мобильными телефонами и электронной почтой, а телекоммуникационные компании используют технологию Materna, чтобы предоставлять своим клиентам возможность посылать сообщения с сотовых телефонов на обычные и наоборот. В прошлом году Materna была кандидатом на IPO, но в связи с известными обстоятельствами эти планы изменились, хотя и не исчезли "с горизонта".
Технология LookThatUp выгодно отличается от конкурирующих технологий, предоставляя больше возможностей при сравнении изображений по их текстуре, оттенкам цветов и форме. Разработанный фирмой инструмент позволяет также осуществлять поиск на базе изображений. Недавно французский филиал компании EBay (EBAY), iBazar, начал использовать такой инструмент на своем аукционном сайте. А одно из подразделений французской полиции использует продукт фирмы под названием ImageSeeker, позволяющий управлять базой данных фотороботов и рисунков разыскиваемых правонарушителей или пропавших без вести.
После завершения этапа начального финансирования фирма получила уже свыше $4 млн. в частных инвестициях, и теперь предпринимает попытки коммерциализовать свою исследовательскую деятельность. Недавно LookThatUp открыла офис в Сан-Франциско и поставила во главе него американца. Если фирме удастся сделать себе имя в Америке, она может стать одни из самых успешных французских представителей технологического сектора.