Обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством


Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях." *
Рассмотрим основных участников платежной системы и положение банка, которое он может занимать.
Основные участники системы карточных расчетов:
владелец карточки;
банк-эмитент;
предприятие торговли или сферы услуг (торговец);
банк-эквайр (банк обслуживающий торговое предприятие);
Права и обязанности сторон в системе карточных расчетов.
Владелец карточки:
может использовать карточку для оплаты товаров или услуг, предлагаемых другими участниками карточного соглашения, а так же получения у банка кредита в налично-денежной форме в пределах установленного лимита
может погасить свою задолженность банку по покупкам в течении льготного периода без уплаты процентов
может воспользоваться продленным кредитом банка (за пределами льготного периода с уплатой установленных процентов)
обязан погасить долг и проценты в соответствии со схемой, определяемой соглашением.
Банк эмитент карточки может одновременно быть и эквайером, тогда его функции будут включать:
выдача карточки после тщательной проверки финансового положения и оценки кредитоспособности клиента
открытие владельцу карточки специальный счет, на котором учитываются все операции с карточкой
ежемесячно предоставлять клиенту выписку с указанием размеров задолженности, сумм и сроков погашения долга
оплачивать счета торгового предприятия по покупкам сделанным с применением карточек за вычетом комиссионных сборов (дисконта)
отказ от оплаты торговых счетов, если нарушены какие-либо условия соглашения (например превышен лимит покупки без соответствующего разрешения на это банка эмитента).
Если же банк является лишь банком-эквайером, то его функции заключаются в следующем:
Обработка счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям с карточками;
Обмен информацией о сделках и уплата комиссионных в пользу банка-эмитента;
Рассмотрение заявок торговцем на присоединение к системе расчетов, анализа кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверка торговцев, подозреваемых в мошенничестве;


Маркетинг, помощь торговцам в приобретении оборудования для пластиковых карточек;
Банк-эмитент выполняет следующие функции:
Выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца карточки, высылка карточки клиенту, возобновление карточки);
Анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита);
Авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки);
Биллинг (подготовка и высылка владельцу карточки выписки с указанием сумм и сроков погашения задолженности);
Взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита;
Работа с клиентами;
Обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством ;
Маркетинг.
Эмиссия карточек. Это отнюдь не техническая функция. Положительное решение по заявке клиента на получение карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа.

Если результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета. Если же кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существующая о нем информация вводится в компьютер. В него заносится фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки.

Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.
Биллинг. Банк-эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту особый документ - выписку с его кредитного счета, где указываются комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку в связи с проведением операции, обязательную минимальную сумму погашения долга и новый остаток задолженности. Выписка должна быть выслана банком клиенту не позднее чем за 14 дней до наступления даты платежа.


Торговое предприятие участвующее в соглашении:
обязуется принимать карточки в уплату за товары и услуги и проводить авторизацию (получать разрешение) в предусмотренных соглашением случаях
обязуется изъять карточку если есть подозрения, что предъявитель не является законным его владельцем.
может предъявлять банку для оплаты торговые счета для получения по ним денег немедленно
обязан хранить конфиденциальную информацию о клиенте.
В большинстве стран операции с карточками регулируются специальным законодательством. В Великобритании, например, главным законом, регулирующим условия карточных соглашений, является Закон о потребительском кредите 1974 г.
Рассмотрим общие правила работы с кредитной карточкой.(схема 1)
1. Клиент банка представляет в банк заявку на получение банковской кредитной карточки. Форма заявки определяется банком. Сведения приведенные клиентом, используются банком для оценки кредитоспособности клиента и определения величины устанавливаемого лимита.
2. При положительном решении вопроса банк открывает клиенту специальный карточный счет. Одновременно изготавливается персональная пластиковая карточка, на которую заносится необходимая информация: фамилия и имя владельца, номер карточного счета, срок действия карточки.
Банк- эмитент устанавливает два вида ограничений:
общий кредитный лимит суммы непогашенной задолженности по карточному счету, который должен соблюдаться в течении всего периода действия карточки
разовый лимит на сумму одной покупки.
Различным клиентам устанавливаются разные кредитные лимиты в соответствии с принятыми банком стандартами кредитоспособности.
3. В момент покупки товара или услуги владелец карточки предъявляет карточку. Продавец печатает торговый счет, на котором с помощью специального устройства отпечатываются сведения с карточки.
Торговый счет изготавливается в трех экземплярах. Первый экземпляр получает владелец карточки, второй остается у продавца, третий отсылается банку - эквайру.
4. Банк торговца (эквайр) получает от своего клиента ежедневно или в другие установленные сроки надлежащим оформленные торговые счета. Эти счета рассматриваются банком как эквивалент денежных сумм, которые подлежат немедленному зачислению на счет торговца. При оплате счетов с торговца удерживается особая комиссия (дисконт) в размере от 2 - 5% от суммы сделки.
5.После оплаты банк-эквайер предъявляет эту сумму банку эмитенту, который рассчитывается с ним.
6. Затем банк клиента рассчитывается с клиентом через счет клиента, т. о. цепочка начинается и оканчивается на клиенте. В конце каждого месяца банк осуществляет процедуру биллинга, то есть посылает владельцу карточки специальную выписку с его карточного счета с указанием всех операций, произведенных за период, а так же сумм и сроков погашения задолженности.
Схема 1
Т. О. Можно сделать вывод , что банк занимает центральное место в платежной системе. В системах банковских карточек проводится четкое функциональное разграничение между банками эмитентами карточек и банками - эквайрами. Первые обслуживают владельцев карточек, открывают им специальные счета, вторые - предоставляют комплекс услуг торговым предприятиям и сервисным фирмам, принимающим карточки в оплату товаров и услуг.

Однако банк может являться одновременно и эмитентом и эквайером.
Пластиковые проекты банков и их эффективность.
Внедрение банковских карточек в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей "технологической революции" банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда.
. Таким образом, пластиковые деньги придуманы для того, чтобы реальные деньги оставались в распоряжении банков и приносили им максимальную прибыль через инвестиционные и кредитные программы. Обыкновенный держатель пластиковой карточки и не догадывается о том, какие прибыли (пока за рубежом) имеют банки, используя его средства в своей ресурсной базе. По оценкам специалистов, на руках у населения нашей страны находится 35 миллиардов долларов и десятки триллионов наличных рублей, которые просто изъяты из обращения.

Для любого коммерческого банка представляет большой интерес привлечь эти средства в свои инвестиционные и кредитные потоки.
Иными словами, сконцентрировать основную массу денежных потоков, и направить их через банки, можно только при одном условии: резком увеличении объемов безналичных расчетов, как при выплате заработной платы, так и при совершении населением основной массы платежей.



Содержание раздела