В России до перестройки банковского дела существовала глубокая взаимосвязь между системой расчетов и кредитованием. Кредит «сопровождал» расчеты в экономике, начиная от онкольного кредита, предоставлявшегося поставщику (под расчетные документы в пути - своего рода факторинга), и заканчивая платежным кредитом - покупателю для оплаты счетов при недостатке у него средств. С начала 1990-х гг. подобный опыт (хотя и по ряду объективных причин) был утрачен, что привело к дезорганизации расчетов в России.
Как отмечают ведущие российские экономисты «…расчетная система России не обладает механизмом преодоления кратковременных несовпадений между получением средств и моментом оплаты.
Этот механизм создается или представлением банковских кредитов или векселями. Ни того, ни другого практика расчетов в России пока не имеет».
Значит, остро стоит задача решения данной проблемы. Определенные сдвиги в этом направлении имеются. В конце 1990-х гг.
Банк России ввел в практику рефинансирования представление кредитным организациям внутридневных и однодневных (овернайтных) кредитов.
В следующем параграфе рассмотрим современные технологии проведения безналичных расчетов.
Современные технологии проведения расчетов
В условиях роста платежного оборота и вызванного им увеличения трудовых затрат остро встала проблема создания принципиально нового механизма денежных расчетов, обеспечивающего ускорение оборачиваемости денежных средств и снижение издержек обращения. В России на современном этапе ускорение платежей является первоочередной проблемой. В мировой банковской практике это решается, прежде всего, с помощью «безбумажной» технологии за счет автоматизации и механизации денежных расчетов, широкой компьютеризации банковской и предпринимательской деятельности.
Этот процесс осуществляется на двух уровнях. На первом уровне вводятся сложные внутрибанковские и межбанковские системы расчетов на базе электронных технических средств, обслуживающие оптовый банковский бизнес. На втором уровне внедряются системы розничного автоматизированного обслуживания клиентов как юридических, так и физических лиц.
Рост международных банковских операций привел к созданию в мае 1973 г. международной организации СВИФТ Сообщества всемирной межбанковской финансовой телекоммуникации. В настоящее время СВИФТ объединяет более 6000 банков и финансовых организаций и ежедневно проводит около 3 млн. финансовых сообщений. Система передает по каналам спутниковой связи инструкции банков-участников друг другу по осуществлению различных финансовых переводов и т.д.
Банки отправляют и принимают приказы о переводы средств через электронные терминалы, соединенные с региональными накопительными центрами, которые направляют информацию в главные ретрансляторы, откуда она в дальнейшем передается в пункт назначения.
Система СВИФТ не предназначена для осуществления расчетов, она лишь передает информацию для их реализации, а фактическое перечисление денег проводят сами банки путем отражения операций по счетам «ностро» и «лоро». Участие в этой системе дает банкам возможность использовать круглосуточную высокоскоростную сеть передачи банковской информации в стандартной форме при высокой степени защиты от несанкционированного доступа.
Инструментами осуществления электронных денежных расчетов с клиентами банков выступают пластиковые карточки (см. Приложение 2). Важнейшей особенностью пластиковых карт является то, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах, которые обеспечивают и электронные карты со встроенным микропроцессором, а также многофункциональные лазерные или оптические карты.
Наибольшее распространение получили карты с магнитной полосой как наиболее дешёвые по сравнению с электронными. Согласно стандарту ISO на магнитной полосе выделяются три дорожки, одна из которых (третья) предназначена для перезаписи данных во время каждой авторизации (операции), а остальные две используются для идентификации целей. Перед выдачей клиенту карты с магнитной полосой на её поверхности производится тиснение некоторых идентификационных характеристик: ф.и.о. клиента, номер его счёта, образец подписи, срок его действия и т.п.
Та же информация заносится на первую и вторую дорожку магнитной полосы.
При платежах по карте в торговой точке оформляются специальные торговые чеки (так называемые слипы). С помощью специального устройства импринтера - на чеках отпечатывается выдавленная на карте информация, за тем чеки собираются и направляются торговой организацией в банк для списания суммы покупок со счёта клиента в пользу предприятия торговли или сервиса.
Вместо сравнительно недорого импринтера может использоваться более дорогой авторизационной кассовый терминал с микропроцессором, что более надёжно с точки зрения определения платежеспособности клиента и предотвращение карточных мошенничеств. Терминал считывает идентификационную информацию с магнитной полосы, проводит идентификацию карты в режиме связи on line с банком в случае подтверждения банком платежа печатает слип. В обоих случаях карта используется в идентификационных целях.
Одним из недостатков использования магнитных карт является то, что процедура списания денег со счета клиента, находящегося, например, в магазине, является достаточно сложной и длительной. Схема прохождения платежей при использовании магнитной карты представлена в Приложении 3.
К другим недостаткам применения магнитных карт можно отнести невозможность надежного и оперативного обновления информации, содержащейся на карте, плохие эксплутационные характеристики, низкую степень защиты карты. Пытаясь предотвратить несанкционированное использование пластиковых карт, обслуживающие банки ведут специальные стоп-листы, в котором фиксируют украденные и потерянные карты. Информация из этих стоп-листов доводится до предприятий, принимающих карты.