ФРС: структура, принципы деятельности и методы регулирования
В последние годы одним из важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на динамику американских (как, впрочем, и мировых) финансовых рынков, стала политика монетарных властей США. Заседания Комитета ФРС нередко воспринимаются биржевыми игроками как национальный праздник, либо трагедия, после которых рынку требуется время для того, чтобы войти в привычный режим работы. Тем не менее, о том, что представляют собой эти самые монетарные власти и каким образом строится их политика, знают далеко не все.
Рассмотрим несколько вопросов, связанных с деятельностью ФРС США.
В первую очередь необходимо отметить, что Федеральная резервная система, созданная в 1913 г., выполняет функции центрального банка США. Она состоит из Совета управляющих в составе 7 членов, который находится в Вашингтоне, и 12 Федеральных резервных банков, выполняющих роль центрального банка в соответствующих округах.
Федеральные резервные округа
Решением Конгресса предусматривается независимое положение ФРС в правительстве США, что избавляет ее от повседневного политического давления. Основной смысл этого решения в том, чтобы обеспечить независимость органов, контролирующих денежный запас страны, от органов, отвечающих за правительственные решения, касающиеся расходования бюджетных средств.
Независимость ФРС является следствием трех структурных особенностей: процедуры назначения управляющих, процедуры назначения президентов Федеральных резервных банков и характера финансирования. Семеро членов Совета управляющих назначаются президентом Соединенных Штатов, а затем это назначение утверждается Сенатом. Их независимость определяется двумя факторами: во-первых, рассмотрение всех назначений в Сенате снижает шансы того, что президент США в одиночку сформирует Совет управляющих из угодных ему людей; во-вторых, члены Совета управляющих ФРС назначаются на 14 лет, что делает Совет независимым от политики конкретных партий., при этом каждые 2 года заменяется один из управляющих.
Президент каждого Федерального резервного банка назначается на пятилетний срок Советом директоров банка, после чего это назначение подлежит окончательному утверждению Совета управляющих ФРС. Эта процедура дает определенные гарантии того, что директора Федеральных резервных не окажутся ставленниками политических группировок.
Независимость монетарных властей США от расстановки политических сил определяется также тем фактом, что ФРС является самодостаточной структурой, а следовательно, ее деятельность не зависит от решений Конгресса об ассигновании бюджетных средств.
Будучи независимой от Конгресса с точки зрения финансирования и административного контроля, ФРС, тем не менее, в конечном счете является подотчетной Конгрессу, и ее деятельность отслеживается и контролируется правительством. Председатель ФРС, другие члены Совета управляющих и президенты Федеральных резервных банков регулярно отчитываются перед Конгрессом по поводу проводимой ими денежной политики, осуществления регулирующих функций и по множеству других вопросов. Они встречаются с высшими чиновниками администрации президента США, чтобы обсудить экономические программы, разработанные как ФРС, так и федеральным правительством.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, FOMC, несет основную ответственность за осуществление денежной политики. Заседания FOMC проводятся в Вашингтоне 8 раз в год. Комитет состоит из 12 членов: 7 членов Совета управляющих, президента Федерального резервного банка Нью-Йорка и четырех президентов других Федеральных резервных банков, которые сменяют друг друга в составе Комитета.
Остальные президенты Федеральных резервных банков также вносят свой вклад в обсуждение вопросов, стоящих перед FOMC и выработку его решений. Кроме того, директора каждого резервного банка участвуют в разработке денежной политики посредством внесения рекомендаций относительно наиболее приемлемых уровней процентных ставок, которые затем подлежат окончательному одобрению Совета управляющих.
Поэтому в краткосрочной перспективе ФРС и центральные банки других стран принимают меры к стабилизации экономики, приводя уровни производства и занятости в относительное соответствие с прогнозируемыми на долгосрочную перспективу темпами экономического роста.
Возникает вопрос: если ФРС может стимулировать выход экономики из рецессии, почем она не может стимулировать экономику все время? На самом деле, последовательные попытки ускорить темпы экономического роста, выведя их за пределы долгосрочных уровней, окажут давление на факторы, ограничивающие производительность, результатом чего станет все более и более высокая инфляция, не сопровождающаяся в долгосрочной перспективе снижением уровня безработицы или увеличением объема выпуска продукции. Другими словами, политика постоянной поддержки экономического роста не только не принесет стране долгосрочных преимуществ, но и заставит население расплачиваться высоким уровнем инфляции.
Инфляционное давление оказывает негативное влияние на экономику, поскольку, с одной стороны, способствует росту процентных ставок по долгосрочным кредитам, с другой – создает ситуацию неопределенности для бизнеса и потребителей, существенно затрудняя долгосрочное планирование. Кроме того, высокий уровень инфляции искажает смысл экономических решений, приводя к произвольному повышению или понижению нормы прибыли после уплаты налогов в различных сферах экономики.
Таким образом, обеспечение ценовой стабильности является одной из главных целей ФРС. Хотя денежная политика не может заставить экономику развиваться быстрее, чем позволяет потенциал долгосрочного роста, или понизить уровень безработицы в долгосрочной перспективе, однако она способна стабилизировать цены в масштабах длительных временных периодов.
В силу того что ФРС может влиять на средние темпы инфляции в экономике, ряд экспертов, а также некоторые члены Конгресса, подчеркивают необходимость определять цели монетарной политики в рамках задачи поддержания стабильности цен. Однако колебания уровней производства и занятости также обходятся населению очень дорого. На практике ФРС, подобно любому центральному банку, приходится контролировать не только инфляцию, но и о темпы роста экономики в краткосрочном периоде.
Две основных цели, преследуемые ФРС, как правило, противоречат друг другу. Одно из противоречий возникает при решении вопроса о том, какая цель имеет первоочередное значение в каждый момент времени. Например, предположим, что в период рецессии ФРС принимает меры, направленные на предотвращение чрезмерного повышения уровня безработицы. Краткосрочные успехи в этой области могут обернуться долгосрочными проблемами, если денежная политика слишком долго будет направлена на стимулирование занятости, поскольку это приведет к повышению инфляционного давления.
Поэтому для ФРС очень важно находить баланс между краткосрочными задачами стабилизации и долгосрочной целью поддержания низкого уровня инфляции.
Инструменты денежной политики
ФРС контролирует уровень инфляции или оказывает влияние на выпуск продукции и уровень занятости посредством изменения стоимости краткосрочных кредитов. Воздействие на уровень процентных ставок осуществляется, главным образом, через операции на открытом рынке и ставку по федеральным фондам, причем оба эти метода работают на рынке банковских резервов, называемом также рынком федеральных фондов.
В соответствии с законодательством, банки и другие депозитарные учреждения (для краткости все они в данном материале именуются “банками”) создают специальные фонды, которые могут быть использованы для покрытия непредусмотренного оттока наличности. Эти фонды создаются в форме наличных средств, хранящихся в кассах банков, или в виде депозитов в ФРС. В настоящее время банки обязаны держать от 3% до 10% средств, находящихся на процентных и беспроцентных текущих счетах, в качестве резервов, в зависимости от общей суммы в долларах, имеющейся на таких счетах в каждом банке.
Кроме того, банки могут формировать дополнительные резервы, необходимые для расчетов по сделкам “овернайт” и других платежей.
Банк, нуждающийся в дополнительных краткосрочных резервах, может заимствовать их у других банков, которые в данный момент имеют избыточные резервы. Подобные займы производятся на т.н. рынке федеральных фондов, а процентные ставки по краткосрочным кредитам определяется ставкой по федеральным фондам, которая является "целевой". Манипулирование этой ставкой и изменение объема резервов ведет к соответствующей корректировке процентных ставок денежного рынка, что в конечном счете позволяет уравновесить спрос на денежные средства и их предложение.
Так, увеличение объема избыточных резервов, поставляемых на рынок федеральных фондов, приводит к падению процентных ставок, и наоборот.