Субъекты права на товарный знак



Субъектами права на товарный знак признаются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. те, кто производит товары, оказывает услуги или занимается посреднической либо иной деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности со статьями 2 и 23 ГК РФ. Необходимость статуса предпринимателя - характерное требование, содержащееся также в законодательствах таких высокоразвитых стран, как Франция, Германия, Италия, Швейцария, Япония.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак (охранный документ), которое удостоверяет приоритет, исключительное право владельца на товарный знак (правообладателя).

Сущность правовой защиты товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из числа пользователей всех других лиц, а также исключительное право распоряжения им. Иными словами, право на товарный знак является абсолютным. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение.

Любое использование знака третьими лицами без разрешения его владельца в какой-либо форме является правонарушением.

Пункт 2 ст. 4 Закона о товарных знаках закрепляет действия, которые могут быть квалифицированы как нарушения прав владельца товарного знака. Ими признаются использование без разрешения правообладателя в гражданском обороте на территории

Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:


  • на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые прозводятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются а выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский борот на территории Российской Федерации либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

  • при выполнении работ, оказании услуг;

  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

  • в предложениях к продаже товаров;

  • в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.



Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Однако по Закону о товарных знаках сфера действия права на знак ограничивается: перечнем товаров, указанных в свидетельстве, территорией страны регистрации, а также сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. При этом: к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, сочетания слов, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания; к изобразительным обозначениям - изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости; к объемным обозначениям - трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур.

В свою очередь к комбинациям обозначений относятся сочетания элементов разного характера - словесных, изобразительных, объемных. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Таким образом, по российскому Закону о товарных знаках на регистрацию в качестве товарного знака может быть заявлен достаточно широкий (по форме выражения) перечень обозначений. Сегодня среди действующих в мире знаков доминируют словесные. Такие знаки могут быть представлены в виде имен существительных,

фамилий, названий предметов. Большое распространение получили изобразительные знаки в виде изображений животных, людей, птиц, растений и т.п.

Между тем в ряде государств допускается регистрация далеко не всех видов знаков, регистрируемых в России. Скажем, по законодательству США и Канады в качестве товарных знаков ограничено использование фамилий, что может препятствовать другим лицам с такой же фамилией пользоваться ею в предпринимательских отношениях.



Во многих странах имеется определенная специфика в отношении правовой защиты объемных (трехмерных, пространственных) знаков. Наиболее распространенными объемными знаками являются разнообразные упаковки товаров, среди которых преобладают бутылки, флаконы, коробки, а также оригинальные формы самих изделий, например шоколада, мыла в виде различных фигур. В самом деле, законодательство США так же, как и России, допускает охрану объемных обозначений одновременно в качестве и товарного знака, и промышленного образца. При этом наличие патента на промышленный образец не препятствует регистрации объемного обозначения в качестве товарного знака, если данное обозначение способно выполнять основную функцию товарного знака - индивидуализирующую, и если обладатель патента на промышленный образец и владелец товарного знака - одно и то же лицо.

В то же время законодательство Великобритании позволяет охранять трехмерные обозначения только в качестве промышленных образцов.

Российский Закон (п. 1 ст. 5) дает возможность регистрировать в качестве товарных знаков так называемые другие обозначения, к которым можно отнести особые или экзотические знаки, т.е. представленные в самых необычных формах и выражениях (световые, звуковые, обонятельные, движущиеся и др.). Скажем, к звуковым обозначениям можно отнести различные сигналы, шумы, мелодии, характерные для той или иной передачи или программы.

Однако законодательство по товарным знакам большинства стран этого не допускает. Исключение составляют лишь звуковые знаки, получившие правовую охрану в США, Франции и в некоторых странах Восточной Европы.

Статьями 6 и 7 Закона определяются требования, предъявляемые к товарным знакам. В статье 7 установлены относительные, а в статье 6 - абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака. Статья 6 Закона о товарных знаках называет в обобщенном виде следующие группы обозначений, которые ни при каких условиях не могут быть зарегистрированы как товарные знаки.

1. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (т.е. обозначение, которое в результате длительного применения для одного и того же товара или товара тогоже вица различными производителями стало видовым понятием, на пример ксерокс);

являющихся общепринятыми символами и терминами. Традиционно к первым из них относят обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, а также условные обозначения, применяемые в науке и технике, например чаша со змеей в медицине. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, применяемые для определенных сфер науки и техники, например гипотенуза или вольт;

характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта. Это простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров; указания материала или состава сырья; вес, объем, цена товаров; дата производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие (частично или полностью) из географических обозначений, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара;

представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Вышеуказанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые, если они не занимают в нем доминирующего положения. Кроме того, если обозначения в результате их использования приобрели различительную способность, то на них запрет на регистрацию не распространяется.

2. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков - обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы; сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия - или сходных с ними

до степени смешения обозначений. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

3. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Это, например, обозначения, порождающие у потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности;



Содержание раздела