Среди наиболее значимых результатов реформирования российской экономики можно выделить сверхинтенсивное формирование, для "вновь возникающих рынков" (emerging markets), национальной финансовой инфраструктуры.
Структуризация валютного рынка России, как и каждой страны, в период существенных экономических преобразований во многом зависит от политики государственного регулирования экономики, от степени вмешательства государственных органов в валютно-кредитные и финансовые отношения, которое реализуется через валютное регулирование, направленное в первую очередь на поддержание стабильного валютного курса и выравнивание платежного баланса страны, на создание благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных инвесторов.
Практическое исчерпание экономических мер, направленных на последовательное проведение антиинфляционной монетарной политики, с одной стороны, и достаточно жесткая связанность российского правительства обязательствами по монетарным параметрам перед МВФ с другой, заставляют в сегодняшних условиях все больше внимания уделять регулятивным методам воздействия на банковские и кредитные институты.
Известно, что институциональный сектор в финансовой сфере России имеет национальный характер, поскольку формировался без существенного влияния извне, в отличие от того, как это было в других странах с переходной экономикой, в некоторых из которых копировались хрестоматийные модели западных кредитно-финансовых структур.
Большинство российских финансовых институтов первоначально развивалось по пути собственных проб и ошибок, что не могло не привести к тому, что наряду с процессом регистрации новых банков постоянно происходил отзыв лицензий. Так, если к 1 января 1995 г. количество зарегистрированных банков превысило 2500, то через год их число сократилось до 2295, а к концу 1996 г. имелось 2008 банков*, из них значительная часть 823 банка находились в Москве. За 1996 г. количество банков и их филиалов сократилось на 9%, а число кредитных учреждений с уставным фондом свыше 20 млрд руб. (до деноминации) хотя и удвоилось, но их доля на финансовом рынке не превысила 10%. Большая доля (61,5%) на рынке кредитно-финансовых услуг приходится на мелкие банки с уставным фондом до 5 млрд руб., а банки с уставным фондом 5-20 млрд руб. составляют 29,2% (Финансовые известия.
1997. 22 апреля).
Одной из наиболее регулируемых сфер банковской деятельности является функционирование на валютном рынке. Это вполне оправданно не только значимостью внутреннего валютного рынка страны для структурной перестройки, для макроэкономической и финансовой стабилизации, но и адекватным включением российских коммерческих банков в работу на мировых валютных рынках.
Политика валютного регулирования реализуется через определенный механизм, сочетающий в себе как экономические методы, так и меры нормативно-правового характера, направленные на валютные ограничения и валютный контроль участников валютного рынка, среди которых выделяются отечественные и иностранные кредитно-финансовые институты.
Переход от государственной монополии на внешнеторговую деятельность и государственной валютной монополии к либерализации внешней торговли потребовал создания адекватной валютно-финансовой системы. В условиях централизованной экономики регулирование и распределение валютных поступлений от реализации продукции между отраслями осуществлялось государственными органами такими, как Госплан, Госбанк, Минфин. Вся банковская система была представлена несколькими государственными специализированными банками.
Отправной точкой в процессе демонополизации государства в сфере внешнеэкономической деятельности в начале рыночных реформ стал Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации", а основным нормативным документом, способствовавшим формированию валютного рынка, был закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г.
Этот закон имел принципиальное значение, поскольку в нем были четко сформулированы такие ключевые понятия, как "валютные ценности", "резиденты" и "нерезиденты", "текущие валютные операции" и "валютные операции, связанные с движением капитала", то есть общепринятые категории для валютного законодательства большинства стран, являющихся членами Международного валютного фонда.
По своему содержанию валютные операции подразделяются на текущие и операции, связанные с движением капитала.
Текущие валютные операции предусматривают переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов по экспортно-импортным сделкам, не превышающим 180 дней, инвестиций и проч. В перечень текущих валютных операций включаются также операции, связанные с куплей-продажей товарно-материальных ценностей, услуг, валютных ценностей, реализацией прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предполагают предоставления или привлечения заемных средств. По валютному счету проходят также и операции неторгового характера (переводы заработной платы и другие аналогичные операции).
Валютные операции, связанные с движением капитала, включают в себя:
Перечень валютных операций, связанных с движением капитала, был расширен согласно письму ЦБ РФ от 25 октября 1994 г.; к ним были отнесены: