Организационно упорядоченные совокупности государственных информационных ресурсов представляют собой информационные системы, которые создаются по различным направлениям хозяйственной деятельности и обычно представляют собой кадастры. Так, согласно ст. 54 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. 73-ФЗ1 предполагается формирование государственного градостроительного кадастра, представляющего собой государственную информационную систему сведений, необходимых для градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости.
Этот кадастр ведется Государственным комитетом Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроем России)2.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России)3 ведет государственный кадастр отходов, который формируется в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ Об отходах производства и потребления4 и включает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Кроме того, МПР России на основании положений Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. 22-ФЗ5 занимается сбором документированной информации о лесном фонде. Информационная система данных о лесном фонде включает данные государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства, иные данные.
Государственные информационные ресурсы могут формироваться в виде различных регистров и реестров. Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий
на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним1 права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. 266, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России)2 ведется государственный реестр налогоплательщиков.
Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов федеральным законом могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Их правовой режим устанавливается федеральным законом.
3. Определение категорий информационных ресурсов по критерию доступа к ним. По критерию доступа информация делится на открытую (общедоступную) и информацию с ограниченным доступом.
По общему правилу, государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными, изъятия из данного правила могут устанавливаться только законом. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на сведения, составляющие государственную тайну, и конфиденциальную информацию.
Правовой режим негосударственных информационных ресурсов определяется их собственником. Хозяйствующие субъекты в порядке, не противоречащем законодательству, вправе самостоятельно установить режим конфиденциальности в отношении той или иной маркетинговой информации.
Закон содержит следующий перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен:
законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую,
санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
Нередко интересная для предпринимательской деятельности информация относится к сведениям, составляющим государственную тайну. В связи с этим чрезвычайно важно в процессе рыночных исследований учитывать, что возможности предпринимателей по сбору информации и доступу к интересующим сведениям небезбрежны, они ограничиваются, в частности, нормами законодательства о государственной тайне. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием, пользованием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, осуществляется Законом РФ от 21 июля 1993 г. 5485-1 О государственной тайне1.
К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В их числе:
1) сведения в военной области.
2) сведения в области экономики, науки и техники:
выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;