В силу п. 5 ст. 448 ГК РФ предприятие, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, имеющий силу договора. При уклонении предприятия - - победителя торгов от подписания протокола оно утрачивает внесенный задаток.
Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить выигравшему торги лицу убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, то такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. При уклонении одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Согласно ст. 449 ГК РФ в случае если торги, проведенные с нарушением установленных законом правил, будут признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, недействительным признается и договор, заключенный с лицом, выигравшим торги. В данном случае наступают последствия признания сделки недействительной.
Исходя из правил ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, и каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Действующим законодательством не предусмотрено, какие именно обстоятельства могут являться нарушениями правил проведения торгов и что конкретно может служить основанием к признанию торгов недействительными. Данный вопрос разъясняется в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 декабря 1993 г. 32 О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий1, в п. 17 которого говорится, что под грубыми нарушениями правил конкурса (аукциона)
понимаются необоснованное исключение из числа участников конкурса (аукциона) лиц, признаваемых покупателями в соответствии со ст. 9 Закона РФ О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации1, а также нарушения порядка проведения конкурса (аукциона), которые могли привести к неправильному определению победителя. К грубым нарушениям названное постановление относит также незаконный отказ в участии в конкурсе (аукционе).
В п. 13 постановления названы лица, которые могут обращаться в суд с требованиями о признании недействительными результатов конкурса или аукциона. К ним в соответствии с упомянутым пунктом судебно-арбитражная практика относит не только участников аукциона (конкурса), но и лиц, которым было отказано в участии.
Согласно ст. 405 ГПК РСФСР публичные торги, проводимые в порядке исполнения судебного решения, могут быть признаны судом недействительными, если они проходили с нарушением установленных правил, имущество было продано лицу, не имевшему права участвовать в торгах, а также в случае злоупотреблений, допущенных судебным исполнителем, взыскателем или покупателем. К нарушениям установленных правил судебно-арбитражная практика относит проведение торгов ранее предусмотренных сроков, отсутствие надлежащего оповещения о торгах и др.
Помимо вышерассмотренных общих правил о заключении договоров на основе торгов стороны подчиняются специальным правилам, регулирующим отношения по проведению торгов, предметом которых является заключение договоров в отдельных сферах коммерческой деятельности. Эти правила не могут противоречить общим правилам организации и проведения торгов (ст. 447-449 ГК РФ).
Примером торгов, проводимых по специальным правилам, могут служить аукционы по заключению договоров купли-продажи автомобилей, обслуживающих федеральные органы государственной власти. Такие торги проводятся в соответствии с Порядком поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. 4762.
Исключать из состава участников лиц, имеющих право участвовать в аукционе, допускается только в случаях нарушения ими правил проведения аукциона. Ни одному из участников аукциона не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе в части доступа к конфиденциальной информации и уменьшения платы за участие в аукционе.
Результаты проведения аукциона оформляются протоколом аукционной комиссии. С победителем аукциона заключается договор купли-продажи автомобиля.
Приобретение легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания федеральных органов государственной власти взамен проданных автомобилей иностранного производства осуществляется этими органами на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. 305.
1Бюллетень ВС РФ. - 1994. - 6.
2См.: Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное распоряжением Госкомимущества РФ 660-р, Госстроя РФ 18-7 // БНА. - 1993. - 8.
1СЗ РФ. - 1997. - 15. - Ст. 1756.
2Российские вести от 18 марта 1993 г.
3Экономика и жизнь. - 1992. - 48.
1Вестник ВАС. - 1994. - 2.
1Ведомости РСФСР. - 1991. - 27. - Ст. 927. (Федеральным законом от 21 июля 1997 г. 123-ФЗ этот Закон признан утратившим силу. См.: СЗ РФ. - 1997. - 30. - Ст. 3595.)
2СЗ РФ. - 1997. - 17. - Ст. 2015.