единичных показателей проводится подсчет групповых показателей, выражающих в количественной форме различие между оцениваемым товаром и потребностью, т.е. позволяющих судить о степени ее удовлетворения. В результате вычисляется интегральный показатель, представляющий численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров.
Обычно используются следующие численные показатели оценки конкурентоспособности.
1. Единичный показатель - показывает процентное отношение величины какого-либо технического или экономического показателя к значению того же показателя товара-аналога, выпускаемого предприятием - конкурентом:
где q - единичный параметрический показатель;
p - величина параметра исследуемого изделия;
P100 - величина параметра изделия конкурента или условного образца, удовлетворяющего потребность на 100.
2. Групповой, или сводный, показатель - объединяет единичные показатели и показывает уровень конкурентоспособности по однородной группе экономических, технических и других показателей:
где Iтп - групповой технический показатель (по техническим параметрам);
qi - единичный параметрический показатель по i-му параметру;
ai- вес i-го параметра;
n - число рассматриваемых параметров.
3. Интегральный показатель - дает численную оценку конкурентоспособности товара и представляет отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам:
K=
T |
Э |
где К - показатель конкурентоспособности;
Т - показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
Э - показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.
где Рi - - абсолютное значение i-го технического параметра исследуемого материала;
P0i - абсолютное значение i-го технического параметра, принятого за базовый (т.е. за образец для сравнения);
- относительный показатель качества материала по i-му показателю;
i- коэффициент весомости i-го показателя, который определяется экспертным путем;
n -число технических параметров, интересующих покупателя.
При этом выбирается та формула, по которой увеличение относительного показателя отвечает условиям улучшения качества продукции:
где -частный индекс затрат на переработку оцениваемого материала относительно базового образца;
- доля j-го вида затрат в цене потребления базового образца (коэффициент весомости j-го показателя);
C0- цена потребления исследуемого изделия;
C0j - стоимостное выражение затрат на приобретение и переработку базового образца по j-му виду издержек;
Cj- стоимостное выражение затрат на приобретение и переработку оцениваемого материала.
4. Показатель конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к изделию другой фирмы можно также определить по формуле
где К - показатель конкурентоспособности первого изделия (анализируемого) ко второму (конкурирующему);
Iтп , Iтп - соответствующие групповые и технические показатели.
При К 1 оцениваемое изделие уступает образцу, при К 1 оно превосходит образец по конкурентоспособности; при К = 1 конкурентоспособности одинаковы.
Из критериев качества в новой редакции Закона О защите прав потребителей исключена информация о товаре (работе, услуге), но
сохранены обязательные требования к ней: помимо собственно информации она должна содержать показатели качества товара, в частности основные потребительские свойства, состав и другие сведения, предусмотренные п. 2 ст. 10 Закона. Законом установлена ответственность за предоставление ненадлежащей информации (в определенных случаях), а при возникновении в связи с этим недостатков товара (работы) применяются последствия продажи товара ненадлежащего качества, установленные в ст.
12 Закона.
Информация о товаре имеет первостепенное значение для определения его доброкачественности или наличия недостатков и в тех случаях, когда договором условие о качестве не предусмотрено, когда на самом товаре, его упаковке, в прилагаемой документации не содержится никакой информации о качестве. В таких случаях информация может существовать самостоятельно, скажем, в СМИ, тогда следует ориентироваться на нее.
Критериями, которым должно соответствовать качество работы, являются обычно предъявляемые требования к работам соответствующего рода, пригодность - в пределах разумного срока - для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, - пригодность для обычного использования результата работы такого рода. При этом главным критерием являются условия самого договора подряда, которые должны толковаться с учетом правил ст. 431 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 721 ГК РФ, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, то подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования. Такие требования для отдельных видов подряда сформулированы в стандартах, нормах и правилах по строительству и т.д.
Для подрядчика, не являющегося предпринимателем, указанные требования не обязательны.
Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более
высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.
Немаловажным показателем конкурентоспособности является гарантия качества товара. По данному вопросу необходимо руководствоваться статьями 470 и 471 ГК РФ и ст. 5 Закона О защите прав потребителей.
Статья 470 ГК РФ различает два вида гарантии качества товара, предоставляемой продавцом покупателю: законную и договорную.
Законная гарантия представляет собой ручательство продавца за отсутствие в товаре в момент его передачи недостатков, снижающих его стоимость или пригодность для целей, предусмотренных в договоре.
Договорная гарантия - дополнительное обязательство, по которому продавец ручается за то, что товар будет соответствовать требованиям договора в течение предусмотренного им времени (так называемого гарантийного срока).
Согласно п. 3 ст. 470 ГК РФ гарантия качества охватывает (если сторонами не согласовано иное) все составляющие - товар и части (комплектующие). В состав изделия нередко входят быстроизнашивающиеся детали, на которые гарантийное обязательство (т.е. обязанность продавца их бесплатно заменить) обычно не распространяется.
Если это предусмотрено договором, то такие детали продавец передает в количестве, при обычных условиях необходимом для использования основного изделия в период действия гарантии.
Гарантийный срок исчисляется на основании ст. 471 ГК РФ, согласно которой он начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Когда покупатель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения им соответствующих обстоятельств. Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения покупателем продавца о недостатках товара в порядке, установленном ст. 483 ГК РФ.
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с последним.
На товар (комплектующее изделие), переданный продавцом взамен того, в котором в течение гарантийного срока были обнаружены недостатки, устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененный, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Общие положения, регламентирующие вопросы гарантии качества при выполнении подрядных работ, сгруппированы в ст. 722 ГК РФ, согласно которой в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота для результата работы предусмотрен гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать вышерассмотренным условиям договора о качестве (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все компоненты, составляющие результат работы.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что конкурентоспособность -- весьма многогранное понятие, на которое оказывает влияние множество экономических и юридических факторов. Конкурентоспособным оказывается тот товар, который удовлетворяет потребности покупателя оптимальным образом.
Предпосылками сохранения конкурентоспособности на фоне появляющихся однотипных товаров служат снижение издержек производства и переработки, улучшение параметров используемых материалов, особенно тех из них, которые позволяют интенсифицировать изготовление материалов и изделий и повышать качество конечной продукции.
Кроме того, нужно развивать культуру производства, повышать квалификацию обслуживающего персонала, обеспечивать высокое качество и стабильность поставок сырья, а также соблюдать технологический режим и требования предпринимательского законодательства.
1Ведомости ВС СССР. - 1991. - 26. - Ст. 733.
1СЗ РФ. - 1997. - 30. - Ст. 3657.