В Ассоциации российских банков не разделяют изложенную позицию и исходят из следующего3. Действительно, согласно п. 9 ст. 11 Закона РФ О федеральных органах налоговой полиции эти органы имеют право на безвозмездное получение от различных структур независимо от форм собственности информации, необходимой для исполнения возложенных на налоговую полицию обязанностей.
Однако они обращают внимание на то, что этот пункт содержит оговорку: ...за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации.
ГК РФ (ст. 857) и Закон о банках и банковской деятельности (ст. 26) устанавливают специальный порядок предоставления информации, относящейся к банковской тайне.
Пунктом 2 ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности налоговой полиции предоставлено право доступа к банковской тайне и как органам, осуществлявшим налоговый контроль (наряду с органами МНС России), и как органам предварительного следствия по находящимся в производстве делам, отнесенным к их подследственности при наличии согласия прокурора. Однако при применении этой нормы нельзя не учитывать, что со времени вступления в силу части первой НК РФ (с 1 января 1999 г.) полномочия органов налоговой полиции изменились.
Системный анализ норм НК РФ, в частности его статей 31, 36 и др., дает основание для вывода о том, что функции органов налоговой полиции были ограничены сферой тех нарушений законодательства о налогах и сборах, которые могут быть квалифицированы как преступления или административные правонарушения. Сфера налогового контроля, который ранее осуществлялся налоговой полицией (в частности, с использованием прав налоговых органов), из предмета ее ведения в соответствии с НК РФ была исключена.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. 147-ФЗ О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации1 федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ (а значит, и ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, исходящая из права органов налоговой полиции осуществлять налоговый контроль) действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с НК РФ.
Таким образом, органы налоговой полиции не могут опираться на п. 2 ст. 86 НК РФ и вправе истребовать в кредитной организации документы, содержащие банковскую тайну, лишь по находящимся в производстве этих органов уголовным делам, предварительно получив согласие у прокурора.
Право других правоохранительных органов получать у банков информацию регулируется Федеральным законом О прокуратуре Российской Федерации и Законом РФ от 18 апреля 1991 г. 1026-1 О милиции2.
Согласно ст. 22 Федерального закона О прокуратуре РФ прокурор в процессе проводимой проверки имеет право доступа к документам и материалам предприятий, учреждений и организаций, а также
требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Однако эта норма не дает основания прокурору запрашивать информацию у банка в ходе проведения общенадзорных проверок, так как ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности дает такое право органам предварительного расследования только по делам, находящимся в их производстве.
Следовательно, для того чтобы запрашивать информацию у банка, сначала нужно возбудить уголовное дело.
В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ О милиции органам милиции для выполнения возложенных на них обязанностей при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении финансовой, предпринимательской и торговой деятельности предоставлено право изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции. Вместе с тем, если милиция действует как орган предварительного расследования, то она с санкции прокурора такую информацию получать может; если же речь идет об иных процессуальных или оперативных действиях, то в силу несоответствия этого общего права специальному запрету такого права у милиции нет.
Нормы, дающие право судебным органам запрашивать и получать у банков информацию, сконцентрированы в процессуальном законодательстве: ГПК, АПК, УПК, Законе РСФСР от 8 июля 1981 г. О судоустройстве РСФСР1 и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации2.
Кроме того, при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.
По требованию Счетной палаты Банк России, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Отказ или уклонение должностных лиц от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В частности, статьей 287 УК РФ за отказ в предоставлении информации Счетной палате Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Право на запрос сведений, составляющих банковскую тайну, нотариусом, помимо ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, регулируется Основами законодательства РФ о нотариате. В частности, ст.
15 Основ предоставляет нотариусу право истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.
Представляют интерес условия и порядок реализации права на доступ к банковской тайне созданного в нашей стране уполномоченного органа, осуществляющего меры по противодействию легаадзации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - Комитета Российской Федерации по финансовому
мониторингу1. В соответствии со ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности в ред.
Федерального закона от 7 августа 2001 г. 121-ФЗ2- информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в КФМ России в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
1)операции с денежными средствами в наличной форме:
снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
покупка или продажа наличной иностранной валюты;
приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств в наличной форме;
2)зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном