Глава 7
ПРАВОВОЕРЕГУЛИРОВАНИЕСБЫТА
7.1. Общие положения о товародвижении
Товародвижение - это комплексная деятельность по систематическому принятию решений, планированию, осуществлению и контролю за физическим перемещением товаров (работ, услуг) и передачей права собственности на них от производителя к потребителю. Основная цель товародвижения - обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с минимально возможными издержками.
Согласно данным американских экономистов, издержки товародвижения составляют 12-15 валового национального продукта США. К основным составляющим издержек товародвижения относятся: транспортировка - 46; складирование - 26; поддержание товарно-материальных запасов -- 10; получение и отгрузка товаров - 6; расфасовка и упаковка - 5; административные расходы - 4; обработка заказов - 3.
В подавляющем большинстве случаев товародвижение осуществляется через конкретные каналы. Канал товародвижения (товара-распределения) представляет собой совокупность компаний и (или) физических лиц, принимающих на себя обязательства (помогающих) передать право собственности на товар (работу, услугу) на пути от производителя к конечному потребителю.
Наличие посредников на пути движения товаров имеет как достоинства, так и недостатки. К основным негативным последствиям следует отнести потерю (в определенной степени) контроля производителя над тем, как и кому продают его продукцию, а также повышение конечной цены продукции. Нередко компании используют различные механизмы снятия таких негативов, например, открывают собственные магазины.
Положительных моментов от наличия посредников значительно больше. Так, у многих производителей просто не хватает
финансовых ресурсов на прямой маркетинг, и они вынуждены пользоваться услугами посредников. Кроме того, посредники в связи с их специализацией обеспечивают более эффективный выход товара на целевые сегменты рынка. Особенно важную роль играют посредники при осуществлении экспортно-импортных операций.
Каналы товародвижения выполняют следующие функции:
Каналы товародвижения бывают простыми или сложными в зависимости от количества составляющих уровней. Стратегия выбора каналов товарораспределения призвана оптимизировать усилия по преодолению пространства и времени на пути движения товара. При этом важно определить, какие именно каналы товародвижения целесообразно использовать, какие партнеры по сбыту могут оказать компании-производителю наибольшее содействие в продвижении продукции к потребителю, с учетом приоритетных целей распределения.
Простым (прямым) каналом товародвижения признается так называемый канал нулевого уровня: производитель - потребитель (например, продажа товаров компаниями-производителями через собственные магазины).
Сложный (косвенный) канал товародвижения может быть одно-, двух-, трехуровневым и т.д. и включает соответствующее количество посредников между производителем и конечным потребителем. Количество и необходимые характеристики посредников зависят от конкретной ситуации, в частности конкретного товара (работы, услуги), конкретной страны и сложившихся в ней специфических особенностей товародвижения. Можно выделить следующие модели сложных каналов:
1)отечественные компании-производители - розничная торговля - потребители;
2)отечественные компании-производители - оптовая торговля - розничная торговля - потребители;
3)зарубежные компании-производители - эксклюзивный торговый представитель в России - оптовая торговля - розничная торговля - потребители;
4)зарубежные компании-производители - специализированные российские фирмы по импорту - оптовая торговля - розничная торговля - потребители;
В узком значении сбыт понимается как финальная стадия товародвижения, а именно как непосредственное общение продавца и покупателя при оптовой и розничной торговле.
Оптовой торговлей признается разновидность предпринимательской деятельности по продаже товаров тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. При этом задачами оптовой торговли считаются:
В маркетинге принято выделять следующие категории участников оптовой торговли:
В последнее время в оптовой торговле наблюдаются следующие характерные тенденции:
1)значительно растет доля коммерческих оптовых организаций и заметно снижается доля оптовых подразделений компаний - производителей товаров, брокеров и агентов, а также специализированных оптовиков;
2)фирмы-производители сокращают количество используемых оптовых сбытовых организаций, предоставляя оставшимся монопольное право продаж и требуя увеличения сбыта в каждой из них;
3)осуществляется диверсификация обслуживаемых рынков и реализуемых товаров;
4)в связи с незначительной долей прибыли оптовые сбытовые организации стремятся к повышению производительности за счет внедрения компьютеризированных систем управления товарными запасами, строительства автоматизированных складов и других мероприятий.
Розничная торговля - это вид предпринимательской деятельности по продаже товаров непосредственно конечному потребителю для его личного (семейного, домашнего) некоммерческого использования. Розничная торговля выполняет следующие основные функции:
продавцами, а также поставщикам, в частности содействие им в маркетинговых исследованиях;
Типология участников розничной торговли в маркетинге базируется на различных принципах.
По форме организации: отдел продаж; независимый розничный магазин; сеть розничных магазинов.
По стратегии деятельности: дежурный магазин; специализированный магазин; супермаркет; универмаг; магазин - демонстрационный зал; полноассортиментный магазин сниженных цен (например, небезызвестная сеть магазинов Копейка).
Немагазинная розничная торговля: прямые продажи на дому (торговля вразнос); прямой сбыт (торговля с заказом по почте или телефону); торговые автоматы; служба заказов со скидкой и т.д.
Современный рынок потребителей генерирует возникновение в розничной торговле следующих тенденций: