Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона 7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
3.9.4. Исполнение бюджета
Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов основному оперативному плану распределения доходоврасходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ (ФК) структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов ежедневно, а высшие органы государственной власти ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса исполнения бюджета :
Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально отчет.
Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.
Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.
3.9.5. Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ
Виды расходов | 1996 | 1997 1998 | |
% | % | % | |
Государственное управление | 1,6 | ||
Международная деятельность | 6,4 | ||
Национальная оборона | 18,4 | ||
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 8,1 | ||
Фундаментальные исследования и содействие НТП | 2,8 | ||
Промышленность, энергетика, строительство | 11,4 | ||
Сельское хозяйство | 3,3 | ||
Охрана окружающей среды | 0,5 | ||
Образование | 3,6 | ||
Культура и искусство, средства массовой информации | 1,2 | ||
Здравоохранение и физическая культура | 1,7 | ||
Социальная политика | 3,0 | ||
Обслуживание государственного долга | 13,4 | ||
Финансовая помощь субъектам РФ | 12.6 | ||
В том числе | |||
Федеральный фонд финансовой поддержки регионов | 9,0 | ||
Прочие расходы | 5,8 | ||
Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда) | 6,2 | ||
Общая сумма расходов, млрд.руб | 435750 100% |
Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам ).Ссуды выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на обеспечение села техникой и т.д.
3.9.6. Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ
Виды доходов | 1996 | 1997 | |
% | % | % | |
Налоговые доходы всего в том числе: | 81 | ||
НДС | 37 | ||
Акцизы | 13 | ||
Ввозимые таможенные пошлины | 4 | ||
Вывозимые таможенные пошлины | 6 | ||
лицензионный сбор за право производства алкогольной продукции | 1 | ||
налог на прибыль предприятий и организаций | 16 | ||
подоходный налог с физических лиц | 1 | ||
платежи за пользование природными ресурсами | 2 | ||
отчисления на воспроизводство материально-технической базы | 1 | ||
Налоговые доходы в том числе | 19 | ||
Доходы целевых бюджетных фондов | 9 | ||
Доходы от федерального имущества, от приватизации, от внешнеэкономической деятельности | 10 | ||
Итого расходов, млрд.руб. | 347200 100% |
3.9.7. Бюджетный дефицит
Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным дефицитом. В 1991г. он составил 20% ВНП. В 1996г.
3,85% ВВП. В 1997г. - % ВВП. В 1998г. - %. Причины его:
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить:
3.10. Государственный кредит 3.10.1 Государственный кредит
Государственный кредит это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали МоскваСанкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
2.