Госкомстатом России регулярно издаются также следующие журналы, с помощью которых можно всесторонне анализировать рыночную конъюнктуру.
Ежеквартальный журнал Статистическое обозрение (издается с 1994 г.) - содержит серию таблиц и цветных графиков, дающих развернутую картину макроэкономической ситуации в России, складывающейся в течение года, на основе ежемесячных и квартальных показателей. В разделе Тематические материалы отражаются данные текущей статистики, итоги специальных обследований, учетов и переписей Госкомстата России с использованием материалов других министерств и организаций.
Ежемесячный научно-информационный журнал Вопросы статистики (до 1993 г. - Вестник статистики) - выходит на русском и английском языках. В нем публикуются статьи видных отечественных экономистов, известных и начинающих ученых, специалистов-практиков. Публикуются статистические и аналитические материалы, характеризующие социально-экономическое положение, деловую активность в России и странах СНГ, основные показатели развития зарубежных государств.
В журнале даются рекомендации и консультации для работников сферы учета и статистики, содержится информация о научной и практической деятельности Госкомстата России, его Научно-методологического совета, подведомственных организаций, территориальных статистических органов.
Статистическая информация о работе отдельных отраслей промышленности, например агропромышленного комплекса, публикуется Госкомстатом России, а также отраслевыми органами исполнительной власти. Однако уменьшение их численности, приобретение ими межотраслевого статуса не способствует развитию этого источника маркетинговой информации.
В настоящее время приходится констатировать, что в России нет ни одного государственного органа, учреждения или фирмы, располагающих полной структурированной информацией о ведущих российских производителях товаров и услуг. В определенном объеме такие данные имеются в учреждениях системы Госкомстата России, Государственном таможенном комитете Российской Федерации (ГТК России), Министерстве имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России), а также в инспекциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), однако большинству субъектов предпринимательства они недоступны.
Немаловажным государственным источником маркетинговой информации являются сборники нормативных актов, судебных решений. В их ряду Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Вестник Мэрии Москвы и другие юридические издания.
К источникам негосударственной маркетинговой информации относят периодические и непериодические издания, а также коммерческие исследовательские организации.
Многочисленные периодические печатные издания деловой ориентации содержат вторичную маркетинговую информацию, например о текущей деятельности промышленных и торговых предприятий, о проводимых выставках и ярмарках, о новых научно-исследовательских и конструкторских разработках, о товарных знаках и т.д.
Важнейшая международная информация ежегодно публикуется в американском журнале Fortune в виде сводных таблиц по 500 американским и 500 неамериканским компаниям. Журнал проводит ранжирование компаний по объемам продаж с указанием их принадлежности к отрасли производства и стране. Приводятся данные об оборотах, активах, прибыли, числе занятых на фирмах. Многочисленные газеты на экономической полосе публикуют выдержки из годовых отчетов компаний, а нередко и сведения о выпуске отдельных видов продукции, инвестициях, о покупке акций других компаний, слияниях и поглощениях компаний, состоянии заказов, об экспортных операциях и т.д.
Большое значение имеет информация, публикуемая в виде отдельных выпусков или приложений к экономическим журналам и газетам о деятельности крупных национальных компаний.
Среди российских изданий экономической ориентации большую роль играют выпуски Информационного агентства Интерфакс и его дочерних компаний. В их числе Интерфакс - Бизнес Обозрение, Интерфакс - Новости Компаний и Рынков, Интерфакс - Инвестиционный Вестник, Интерфакс - Банки и Финансы, Интерфакс - Долговой Рынок, Интерфакс - Деловой Вестник Азии и Кавказа, Интерфакс - Евразия Бизнес, Интерфакс - Статистическое Обозрение, Интерфакс-Украина - Бизнес Панорама, Интерфакс - Сельское Хозяйство и Продовольствие, Интерфакс - Электроника и Связь, Интерфакс - Новости Черной Металлургии Европы и СНГ, Интерфакс - Нефть и Газ и др.
Справочники издаются ежегодно, как правило, частными специализированными издательствами, ассоциациями и союзами промышленников и предпринимателей, торговыми палатами во всех высокоразвитых странах.
Исходя из характера и объема публикуемой информации справочники по фирмам как международные, так и национальные можно разбить на следующие виды.
Товарофирменные справочники - содержат перечень всех или подавляющего числа компаний, относящихся к различным отраслям одной страны (национальные) или широкого круга стран (международные). По каждому товару в алфавитном порядке перечисляются компании, занимающиеся его производством или торговлей. Сведения представлены в лаконичной форме: название компании, адрес, характер деятельности.
Начиная производство или экспорт той или иной продукции, с помощью такого справочника можно узнать практически всех конкурентов, в частности по отдельным регионам и городам.
Одним из наиболее известных международных товарофирмен-ных справочников является Kompass, издаваемый в большинстве стран Западной Европы. В справочнике приводятся сведения о компаниях, занятых в промышленности, торговле, финансах и других отраслях экономики. В первом томе справочника дан общий алфавитный указатель товаров на четырех языках с указанием номера раздела (отрасли). Информация классифицирована по отдельным отраслям и представлена в виде таблиц, где по горизонтальной оси размещены названия (номера) отдельных товаров, а по вертикальной - названия и адреса компаний.
В таблицах отражено, занимается ли компания производством или продажей данного товара; наглядно представлен весь ассортимент товаров, которыми она занимается. Во втором томе справочника содержатся более подробные сведения о компаниях: адрес, размер акционерного капитала, имена руководящих лиц, данные об обороте компании, число занятых и др.
Известным российским товарофирменным справочником является издание Независимые производители товаров и услуг,
которое публикуется ежегодно и охватывает 183 сектора экономики. По каждой компании приводятся следующие сведения: полное наименование, адресные данные, год создания, форма собственности, количество филиалов и дочерних компаний, количество счетов, объем экспорта и импорта, основные виды деятельности с указанием товаров и услуг.
Справочники по акционерным обществам дают наиболее полное представление о компаниях, функционирующих в организационно-правовой форме акционерных обществ. На основе публикуемых акционерными обществами балансов, отчетов о прибылях и убытках, годовых отчетов справочники этого вида приводят наиболее подробную информацию о различных компаниях. Публикуемые в них сведения кроме общих данных о компании включают также сведения о номенклатуре выпускаемой продукции, объеме производства, оборотах по продаже продукции, размерах капиталовложений.
В некоторых справочниках подобного типа существуют приложения, где приводятся сведения об участии руководителей компаний в других организациях и занимаемом ими там положении.