5.4.2. Аналитические модели
Для синхронного планирования инвестиций, результата и финансирования, с одной стороны, и синхронного планирования продуктовой программы, результата и инвестиций - с другой, с учетом значимых ограничений используют простые и сложные аналитические модели принятия решений. В частности, аналитическая модель Швайма (Schweim J. Integrierte Internehmungs planung, Bielefeld 7969) характеризуется следующими признаками:
1) базируется на методах линейного программирования с учетом видов продуктов в качестве первичных носителей поступлений (от оборота) и выплат;
2) предпосылка линейности взаимосвязей означает постоянство цен сбыта и цен на ресурсы и линейную однородность производственных функций;
3) на оборудование относят связанные с ним выплаты (например, заработную плату постоянного обслуживающего персонала, затраты материалов и затраты на контроль), выплаты при покупке и выручку при продаже оборудования в плановом периоде, а также остаточную стоимость оборудования в конце планируемого периода;
4) синхронно с определением оптимальной инвестиционной и производственной программы с учетом соблюдения финансового равновеси рассчитывают оптимальную программу финансирования;
5) поскольку только инвестиционный, производственный и финансовый секторы планируются синхронно с ориентацией на прибыль, для других процессов на предприятии предполагается, что они уже однозначно определены либо будут установлены в расчетах модели.
Проблемы последовательности запуска в производство, размеров партий и складских запасов, численности персонала, политики сбыта, планирования ремонтов и т.д. не учитываются в расчетах модели. Поэтому в модели предполагается, что при снабжении, производстве и сбыте нет необходимости в запасах и, значит, складским хозяйством можно пренебречь.
Речь идет об интегрированной модели планирования предприятия, разработанной Цвикером (Zwicker E. Inkrementale Zielplanung - eine Einfuhrung, Arbeitspapier, Berlin, 1992) и называемой моделью встречного целевого планирования прибыли. Модель позволяет реализовать концепцию "управление по целям".
Задача применения этой модели - увязать генеральные цели предприятия с базисными целями отвечающих за них подразделений. Генеральные цели: производственный результат и ликвидность; базисные цели: определенные плановые показатели (например, объемы сбыта, нормы затрат), за достижение которых отвечают подразделения предприятия. Планирование с использованием модели Цвикера помогает высшему руководству добиться достижения базисных целей только в согласовании с ответственными подразделениями. Если такое согласование есть, то высшее руководство может рассчитывать на реализацию определенных генеральных целей.
Такому единству целей способствуют три этапа планирования: планирование снизу вверх, сверху вниз и встречное планирование, представляющее собой комбинацию двух предыдущих процессов.
На рис. 124 показана схема причинно-следственных взаимосвязей, положенная в основу модели целевого планирования предприятия. Условное предприятие в рассматриваемом примере состоит из двух подразделений, отвечающих за базисные цели: отделов сбыта и производства. Оно производит продукт одного вида. Система показателей этого предприятия представлена на рис. 125а. В качестве генеральных целей планирования предприятия декларированы рентабельность собственного капитала и денежная наличность. Базисными целями являются объемы сбыта и затраты отдела сбыта, а также совокупные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукта производственного отдела.