Законы об иностранных инвестициях Азербайджана


По мнению Н.Г. Дорониной, формулировка национального режима, содержащаяся в данном нормативном акте, соответствует общей концепции привлечения иностранного капитала в национальную экономику путем предоставления льгот иностранным инвесторам*(141). В Конституции РФ также подтверждается национальный режим для иностранных граждан, что отмечено в ст. 62 основного закона страны, которая гласит: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных законом или международным договором Российской Федерации". Н.Н. Вознесенская считает предоставление иностранным инвесторам национального режима общепринятой мировой практикой*(142).

В ст. 11 Закона от 9 июля 1999 г. подтверждается гарантия перевода за пределы Российской Федерации доходов иностранных инвесторов. В данной норме установлено: "Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством России налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации... и на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; компенсаций от национализации; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями, по договорам и иным сделкам"*(143).

Законы государств СНГ по-разному регулируют вопросы перевода доходов иностранных инвесторов за границу. В одних случаях речь идет о платежах, в других - о доходах, прибыли, денежных средствах, свободно конвертируемой валюте или праве перевода права собственности. При этом понятия "доход" и "прибыль" различаются.

Законы об иностранных инвестициях Азербайджана (ст. 14), Казахстана (ст. 11), Узбекистана (ст. 13), Таджикистана (ст. 10), Украины (ст. 13) устанавливают гарантию перевода за границу доходов иностранных инвесторов после уплаты налогов и сборов. В ст. 15 Закона Республики Беларусь иностранному инвестору предоставляется право беспрепятственного вывоза из республики иностранной валюты, которую он получил в виде прибыли с предприятия с иностранным участием после уплаты налогов; вывоз валюты не ограничивается также в случаях, если иностранный инвестор приобрел ее законным путем, получил ее в виде платы по договору. Интересно определение ст. 22 Закона Туркменистана, где указано, что иностранному инвестору гарантируется право свободного перевода собственности за рубеж*(144).

По мнению специалистов Центрального банка России, иностранным инвесторам в РФ, после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов, полученных в иностранной валюте*(145). Рублевые доходы могут использоваться двояко: реинвестироваться на территории Российской Федерации либо быть проданными на внутреннем валютном рынке в соответствии с установленным законодательством порядком, а затем переведенными за границу.

Однако при этом необходимо уточнение: не все доходы иностранных инвесторов могут быть беспрепятственно переведены. По мнению Пола Камекса и Стефана Кинселла, существует один из серьезнейших политических рисков - "скрытая, или косвенная, экспроприация". Под данным термином американские ученые понимают такие принудительные меры, которые направлены на официальное воспрепятствование собственнику свободно распоряжаться своими доходами и низводят инвестора до положения номинального собственника. К таким мероприятиям косвенной экспроприации можно отнести возрастающее увеличение налогов, установление "сверху" контроля за ходом перевода платежей*(146).

Иностранная валюта является одним из объектов права собственности. Возможность использования иностранной валюты связана с проблемой конвертируемости, т.е. регламентированной законодательством возможности обмена одной иностранной валюты на другую на внутреннем валютном рынке резидентами и нерезидентами.



Российским законодательством закреплена обязанность хозяйствующих субъектов использовать официальный валютный курс в расчетно-платежных отношениях с государством, а также для целей налогообложения без обязательства совершать операции купли-продажи по указанному курсу. Данный особый режим устанавливается в целях обеспечения устойчивости национальной денежной единицы - рубля*(147).

В Бразилии по Закону N 4131 (1973 г.) было установлено, что иностранный инвестор имеет право ежегодного перевода 10% прибыли от первоначальных инвестиций. Максимальная сумма прибылей за 1 год, переводимая за границу, не должна превышать 10% зарегистрированного капитала. В Аргентинской Республике по Закону N 20.557 от 7 сентября 1973 г. ежегодная квота репатриации не должна была превышать 20% инвестируемого капитала. Начало репатриации капитала возможно по истечении 5-летнего срока с момента одобрения соглашения о капиталовложениях. При этом перевод осуществлялся в валюте, в которой был зарегистрирован капитал. Сумма перевода прибыли не должна была превышать 12,5% от стоимости инвестиций. Ежегодная прибыль, превышающая 12,5%, считалась окончательной инвестицией и не могла быть переведена за границу*(148).

В 1991 г. по Закону N 8383 в Бразилии все количественные ограничения были отменены. Перевод прибыли за границу осуществляется свободно. Отменен запрет на перевод сверх 12% от суммы зарегистрированного капитала. В Аргентине по Закону об иностранных инвестициях N 1853 от 1993 г. все предыдущие законы объявлены утратившими силу. Иностранный инвестор может вкладывать средства в любые отрасли экономики. Отсутствуют ограничения на размер максимальных капиталовложений, репатриацию капитала или перевод прибыли*(149).

В 1986 г. образовался Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) в составе Аргентины и Бразилии. В 1991 г. к нему присоединились Парагвай и Уругвай. В 1996 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о свободной торговле с Чили; в 1997 г. ассоциированным членом стала Боливия. Взаимная торговля стран - членов организации возросла за 1990-1997 гг. в пять раз, и ее доля в общем экспорте составила 25%.

Именно благодаря отмене валютных ограничений, а также участию в интеграционном объединении эти страны стали крупными центрами размещения иностранного капитала. По данным ЮНКТАД за 2000 г., лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций в странах Латинской Америки являются Бразилия, которая получила 31,4 млрд долл., и Аргентина - 23,2 млрд долл.*(150)

Использование инструментов международной валютной системы во внутригосударственном праве России несомненно будет способствовать нормализации инвестиционного климата и притоку иностранных инвестиций.

Для достижения этой цели в первую очередь необходимо определить область действия правил валютного регулирования и контроля в законодательстве РФ.

По общему правилу российского законодательства (ст. 140 ГК РФ) единственным законным платежным средством на территории России является рубль, а случаи, порядок и условия использования на территории РФ иностранной валюты определяются федеральным законом или в установленном им порядке.

Для анализа правового регулирования валютных операций на территории РФ необходимо проанализировать ряд норм Договора о Международном валютном фонде 1944 г.

В разд. 2 (b) ст. VIII Соглашения об МВФ прямо указано: "Исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства - члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций такого государства - члена, сохраняемыми или вводимыми согласно настоящему Соглашению, не может быть обеспечено на территории ни одного государства - члена". Таким образом, данная статья содержит запрет государствам - участникам вводить ограничения на платежи и переводы по текущим международным операциям, а также лишает исковой силы валютные контракты, которые затрагивают валюту какого-либо из государств - участников и заключены в нарушение валютного контроля.

В связи с этим необходимо установить определение ключевого термина "валютные контракты" (exchange Contracts). В.Ф. Эбке отмечает, что в зарубежной литературе и правоприменительной практике сложилось два толкования данного понятия. Согласно узкому толкованию, к валютным контрактам в смысле Соглашения об МВФ относятся "лишь те сделки, непосредственным объектом которых является валюта, т.е. международное средство платежа", что ограничивает это понятие валютообменными сделками. Данный подход распространен в правоприменительной практике Великобритании и США. Согласно широкому толкованию, валютные контракты - это "договоры, которые определенным образом влияют на валютно-финансовое положение страны". Сюда относятся договоры на экспорт, импорт товаров и услуг, а также договоры, связанные с движением капитала (приобретение ценных бумаг и т.п.).*(151)

Широкое толкование интересно тем, что дает ориентир для отнесения операций к валютным, апеллируя к цели валютного регулирования - защите национальной валюты путем исключения негативного влияния определенных действий на валютно-финансовое положение страны, на состояние ее платежного баланса, т.е. юридических и фактических действий. Очевидно, в сделке, предусматривающей рублевый платеж в пользу иностранной компании, прослеживается влияние на состояние платежного баланса, что объясняется установлением валютным законодательством специальных правил проведения таких операций.



Содержание раздела