Особо следует отметить, что применительно к операциям нерезидентов на валютном рынке на основании Закона 1992 г. о валютном регулировании для нерезидентов в отличие от резидентов по операциям, связанным с движением капитала, был изначально установлен весьма либеральный режим.
Основным источником регулирования применительно к операциям нерезидентов на отечественном рынке была Инструкция Центрального банка от 16 июля 1993 г. N 16-И "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации". После ее отмены правовым актом, определяющим, по существу, порядок доступа нерезидентов на рынок портфельных инвестиций, является Инструкция от 12 октября 2000 г. N 93-И "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам".
Инструкция N 16 предусматривала возможность открытия нерезидентам рублевых счетов двух типов - "Т" и "И". Счета типа "Т" предназначались для обслуживания текущих операций нерезидента, связанных с обслуживанием представительств на территории Российской Федерации и с осуществлением текущих платежей. Специфика режима счетов типа "Т" состояла в том, что возможности трансформации рублевых средств с этих счетов в иностранную валюту путем ее приобретения на внутреннем валютном рынке были ограничены. Этим режим счетов типа "Т" существенно отличался от режима счетов типа "И" (разд. V), которые открывались нерезидентам для осуществления операций, связанных, помимо всего прочего, с совершением сделок купли-продажи объектов иностранных инвестиций (в том числе объектов приватизации, связанных с осуществлением капиталовложений). Другая особенность счетов типа "И" состояла в том, что рублевые средства, находившиеся на указанных счетах, обладали свойством практически свободной конвертируемости (в отличие от рублевых средств на счетах типа "Т"). В частности, согласно п. 2.1 разд. V Инструкции N 16, рублевые средства со счета типа "И" могли использоваться для "покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки", а согласно п. 5 этого же раздела, "перевод нерезидентами - владельцами рублевых счетов типа "И" купленной на внутреннем рынке Российской Федерации через уполномоченные банки иностранной валюты осуществляется без ограничений в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В связи с этим уместно напомнить об особенностях осуществления приватизации в условиях действовавшего в то время валютного регулирования. Приватизация, проведенная ускоренными темпами, привела к существенной недооценке акций приватизируемых предприятий. Однако в силу как объективных, так и субъективных причин возможности отечественных индивидуальных инвесторов (т.е. граждан, трудом которых, по существу, и создавались те самые недооцененные активы) участвовать в приватизации оказались ограниченными. В то же время предоставление достаточно либеральных условий инвесторам-нерезидентам позволяло им получать значительный доход от игры на переоценке стоимости приватизируемых активов, без ограничений переводя при этом доходы в свободно конвертируемую валюту, в том числе с целью последующего вывоза за рубеж.
В настоящее время практически во всех развитых странах валютные ограничения в основном отменены. Однако большинство развивающихся государств, страны с переходной экономикой активно используют возможности валютных ограничений. Так, в соответствии с данными МВФ только обязательное условие о репатриации валютной выручки зафиксировано в правовых актах около 50 государств, в том числе таких, как Китай, Кипр, Чехия*(181).
Именно наличие или отсутствие валютных ограничений позволяет говорить о применении одного из трех валютных режимов в отдельно взятой стране:
- валютная монополия государства, при которой национальная денежная единица не подлежит конвертации и является замкнутой;
- наличие системы валютных ограничений, т.е. установление, применение и контроль за применением той или иной совокупности валютных ограничений, когда национальная денежная единица имеет поступательную тенденцию к выходу за пределы внутреннего денежного рынка и становится ограниченно конвертируемой;
- отсутствие валютных ограничений, когда национальная денежная единица выходит на мировой валютный рынок и становится свободно конвертируемой.
Валютные ограничения используются в мировой практике с целью уравновешивания платежных балансов и концентрации валютных ресурсов в руках государства. Они предусматривают определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, соблюдению порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, репатриации прибыли.
К валютным ограничениям традиционно относят обязательную продажу государству части валютной выручки (в обмен на национальную по официальному курсу), регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибыли, ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой*(182).
Необходимость использования тех или иных валютных ограничений обусловливается общей экономической ситуацией в стране и особенностями функционирования валютного рынка.
Здесь можно привести опыт Мексики, где в 80-е гг. ХХ столетия наблюдалось падение производства, дестабилизация денежного обращения, обесценение национальной валюты. Все это приводило к оттоку капитала за границу и как следствие - к истощению валютного потенциала страны. С целью решения данной проблемы мексиканское правительство приняло экстренные меры: все операции с иностранной валютой стали осуществляться только через Центральный банк; банки, имевшие на счетах вклады в иностранной валюте, лишались возможности их перевода за границу; эти вклады переводились в национальную валюту по курсу, установленному Центральным банком; все финансовые учреждения, страховые компании были обязаны перевести в ЦБ всю иностранную валюту.
Таким образом, комплекс валютных ограничений, примененных в Мексике, позволил государству выровнять спрос и предложение валюты и административным путем приостановить отток капитала за границу. Однако с отменой по требованию МВФ некоторых ограничительных мер данный процесс возобновился. Выровнять спрос и предложение национальной валюты и остановить утечку капитала за границу правительству Мексики удалось лишь путем проведения структурных реформ, развития частного предпринимательства, увеличения валютных резервов, отмены контролируемого валютного курса, стабилизации валютной системы*(183).
Валютные ограничения активно используются большинством государств в критические для их экономики периоды в целях защиты финансовой самостоятельности, стабилизации денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов. Запретительные меры в области валютного регулирования были реализованы в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Италии, Ирландии и других государствах. В настоящее время практически во всех развитых странах валютные ограничения отменены, так как они выполнили свои функции*(184).
Кроме названных мер административно-правового характера субъекты государственной власти используют и другие механизмы изменения валютного курса. В США для манипулирования обменными курсами на внутреннем рынке правительство прибегает к механизму валютной интервенции, осуществляя покупку или продажу долларов США на внутреннем валютном рынке.
Как отмечает Н.М. Артемов, мероприятия, осуществляемые федеральным правительством США, носят строго экономический характер. Никакого отношения к валютным ограничениям они не имеют. При этом доллар был и остается универсальной, повсеместно распространенной валютой в мире. Влияние данных мер на инвестиционный климат в США подтверждается соответствующей статистикой. Так, по данным ЮНКТАД за 2000 г., динамичное развитие американской экономики позволило компаниям этой страны увеличить объем прямых иностранных инвестиций до 276 млрд долл. При этом приток иностранных капиталовложений за аналогичный период в Россию составил всего 2 млн 861 тыс. долл. США*(185).
Наряду с экономическим аспектом валютных ограничений представляет интерес и их юридическая сторона. Прежде чем дать юридическую квалификацию данного понятия, представляется необходимым рассмотреть такой феномен, как экспроприация де-факто, или ползучая экспроприация. Суть данного явления заключается в том, что государство, формально не лишая инвестора права собственности путем введения запрета на репатриацию прибыли или принятия иных административных мер, которые обычно устанавливаются административно-правовыми актами компетентного государственного органа, фактически препятствует осуществлению инвестором правомочий собственника в отношении капиталовложений*(186). Д.К. Лабин рассматривает этот процесс как постепенное ограничение права собственности иностранного лица посредством регулятивных механизмов*(187).
Одним из примеров экспроприации де-факто является введение Правительством РФ и Центральным банком России ограничений на конвертацию и перевод за границу средств иностранных инвесторов, находящихся на рублевых счетах типа "С"*(188).