в своих прогнозах денежные власти исходят из существования прямой зависимости между количеством денег и инфляцией (правильно ли говорить об излишней массе в обороте при обслуживании ее значительной части суррогатами и взаимозачетами и сохранением значительной просроченной задолженности);
способность денежных властей лишь временно сглаживать резкие колебания конъюнктуры, но не возможность решить проблемы экономики, носящие структурный характер;
при эмиссии денег путем покупки иностранной валюты как фактора возникновения инфляции возникает излишек денег, воспринять который экономика не готова (на ликвидацию излишка денег направлена путем стерилизации политика ЦБ);
каналы стерилизации дополнительной денежной массы остаются достаточно спорными: перевод банковской ликвидности на депозиты ЦБ, повышение экспортных пошлин на нефть, увеличение выплат из бюджета по внутреннему долгу, наращивание денежных средств на счетах правительства;
меры по ограничению кредита и повышению процентных ставок, уменьшению спроса на деньги со стороны денежных властей также достаточно неадекватны сложившейся ситуации:
установление ставок осуществляется по операциям ЦБ, а не происходит путем регулирования ставки процента в экономике (снижение ставки процента по кредитам реальному сектору не является ни конечной, ни промежуточной целью политики ЦБ);
ЦБ выступает на открытом рынке ценных бумаг в роли продавца, а не покупателя (продажа облигаций повышает их доходность, повышает ставку процента, сокращает резервы банковской ликвидности, сокращает кредиты и увеличивает государственный долг и обременяет федеральный бюджет тормозит экономический рост).
Эти проблемы регулирования денежного оборота связаны с характеристикой основных черт экономики как национальной.
Уровень монетизации экономики и пределы ее дальнейшего повышения требуют пристального внимания денежных властей к доле наличных денег в денежной массе и процессу долларизации экономики, которому подвержены многие страны мира с развивающейся экономикой (ориентация на диверсификацию валютной составляющей денежного и платежного оборотов). Применительно к России следует отметить, что при снижении доли бартера в денежных расчетах с 47% до 19% и ниже уровень монетизации российской экономики остается достаточно низким 16% с одновременно низким коэффициентом денежного мультипликатора 2-2,5.
Остается преждевременным утверждение о полном отсутствии условий для резкого увеличения темпов роста инфляции (рост экспорта и импортозамещения; ограничение платежеспособного спроса и в целом экономического роста подтверждают необходимость постоянного и пристального внимания денежных властей к вопросам непредсказуемого роста инфляции и оптимизации функционирования денежного оборота).
Необходимо в этих условиях длительное обсуждение намечаемых параметров денежно-кредитной политики в связи с реальными условиями нарастания неопределенности развития экономики, стремлением быстрее закрепить наметившееся поступательное движение в экономическом развитии при одновременной неуверенности в возможности его обеспечения. Важно подчеркнуть две стороны регулирования денежного оборота с точки зрения правильности наметившейся ориентации не регулятор инфляционных процессов, а скорее процесс исправления деформации денежных отношений; важно понимать способность денежных властей объективно оценить денежные отношения в экономике, поскольку расширение финансовых рынков повсеместно усложняет поставленные задачи.
Состояние ликвидности национальной банковской системы с учетом быстрого ее роста и возможных мер стерилизации требует четкого определения источников роста денежной базы, эффективного использования инструментов денежно-кредитной политики (в частности, введение дополнительных соглашений к договорам корреспондентского счета банка в Центральном банке; изменение расчета базы обязательного резервирования) и прочих мер, направленных на прозрачность денежного оборота с выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков обнажается факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением, что крайне неблагоприятно сказывается на эффективности регулирования денежного оборота.
В плане усиления эффективности регулирования денежного оборота остается приоритетным выяснение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения (это предусматривает создание широкого правового поля, важным участком которого является принятие законов о гарантировании вкладов населения).
Перед денежными властями в немалой степени встает проблема меры ответственности за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов/ предприятий, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защиты национального производителя. Формирование способности адекватной реакции субъектов реального сектора во многом зависит от поведения денежных властей. Способность задействовать большие объемы ресурсов и капитала в результате возросшего уровня менеджмента и улучшение бизнес-среды с учетом влияния потребительского спроса, возникающего в результате повышения реальных доходов и наметившегося инвестиционного спроса, предполагают активные действия денежных властей в направлении увеличения денежного предложения.
Но неблагоприятное воздействие оказывает ограниченный ресурс имеющихся факторов по формированию указанной способности: сокращение удельного веса реальной заработной платы в издержках производства; отставание темпов роста тарифов естественных монополий от темпов роста потребительских цен и снижение их удельного веса в издержках. Поэтому важна мера предпринимаемых действий и ответственности денежных властей, поскольку излишняя опека с их стороны дает определенные преимущества отдельным отраслям и производствам, что лишает стимулов для развития и экономического роста.
Убеждения денежных властей приводят к деформации денежных отношений и слабой связи банков с реальным сектором экономики. Вторичность денежных отношений по отношению к материальному производству подстегивается приоритетом создания денежной массы только банками, главным образом Центральным банком.
Для урегулирования денежного оборота важны также вопросы финансовых разрывов, когда определены источники погашения государственного долга за счет дополнительных доходов или привлечения средств от экспортно-импортной деятельности. Проблема высоких рисков для действий Центрального банка обусловлена реальной возможностью появления конфликтных интересов с Министерством финансов в части погашения задолженности, а также с органами, регулирующими фондовый рынок.
Создание различных структур и, соответственно, формирование различных подходов к реализации идеи поддержания отечественного производителя часто приводит к искажению и усилению рисков в проведении денежными властями целенаправленной политики в области регулирования денежного оборота. В российских условиях немало примеров нарастания конфликтов и искажений в процессе урегулирования:
усиление роли подразделений ФСНП по предотвращению утечки капиталов за рубеж;
возбуждение дела против ЦБ РФ Министерством по антимонопольной политике по ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг при выдаче лицензий на определенные виды деятельности;
выборочный отзыв лицензий у банковбанкротов.
Проблемы финансовых разрывов и высоких рисков наиболее полно подчеркивают необходимость соблюдения института независимости Центрального банка, согласования и соподчинения интересов всех структур, так или иначе участвующих в процессе регулирования денежного оборота.
Все вышесказанное подтверждает необходимость более детального изучения специфики возникающих проблем в зависимости от типа формирующихся экономических отношений и создаваемого ими денежного оборота.