Тема 18. Краткая история отечественной экономической мысли


Отечественная экономическая мысль
Тема 18. Краткая история отечественной экономической мысли
Русская экономическая мысль - органическая составная часть всемирной истории экономической науки, и ее знание имеет исключительно важное значение для формирования экономического мышления будущих специалистов.
1. Русская экономическая мысль 1X-XV1 веков
Эволюцию экономических идей на каждом этапе развития общества определяют общее состояние общества, его экономики и характер производственных отношений Именно поэтому экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении. На развитие русской экономической мысли влияли в основном два фактора: феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство.
В 1Х-Х11 вв. образуется Киевская Русь - одно из могущественных государств Европы. Неуклонный рост производительных сил сопровождается ростом городов и разделением труда. Экономическая мысль этого периода отражает процессы феодализации на Руси. Она еще не стала самостоятельной ветвью науки, но была составной частью общественной мысли.

Экономическую жизнь отражают договоры князей, летописи, церковная литература, законодательство того времени, в котором присутствует налоговая и торговая политика, земельные и долговые отношения, социальный статус общества.
В договоре князя Олега (882-912) с греками в 911 г. упоминается Закон Русский, текст которого не сохранился.
Первый древнерусский свод законов Русская Правда, 17 статей которых приняты при Ярославе Мудром (1019-1054), определял правовые отношения в области хозяйства, имущества, прав собственности, налогов, повинностей, содержал нормы торговли (внутренней) и гостьбы (внешней) Первую часть так и называют Правда Ярослава. В 60-х годах она была дополнена Правдой Ярославичей.
Очередной частью Русской Правды стал Устав Владимира Мономаха (1113-1125), который упорядочивал ростовщичество, правовое положение купечества, холопства. В дальнейшем произошло выделение ряда положений в Устав о закупах и Устав о резах. Другим памятником тех времен является Поучение к детям Владимира Мономаха в форме советов о правильном правлении государством.
В конце XI 1-начале XI11вв появляется новая редакция Русской Правды - Пространная Правда с упоминанием о торге, гостьбе, защитой вотчинного сепаратизма.
В 1497г. издан первый общерусский сборник законов Судебник, в котором законодательно оформлены система централизованной государственной власти, приказная форма управления, отражен характер экономической политики в области земледелия, финансов, торговли.
В 1466-72гг совершил свое знаменитое путешествие тверской купец Афанасий Никитин (7-1475). Его книга Хождение за три моря - первый европейский памятник хозяйственного устройства Индии.
Наиболее яркое проявление экономической мысли в XVI веке присутствует в работах талантливого публициста, дворянина Ивана Семеновича Пересветова Сказание о царе Константине, Сказание о Магомете-Салтане, Предсказание философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче. В челобитных царю он предлагает программу преобразований Основные идеи: государство без грозы, что конь без узды, централизованное государство, опора государя в дворянстве как прогрессивной части общества, возвышение должно быть не по знатности рода, а по заслугам, уничтожение права холопства у вотчинников, перевод воевод, судей и служилого дворянства на жалование.
Новый свод законов Судебник (1550), принятый при Иване Грозном, внес изменения, соответствующие усилению централизованной власти, в налогообложение, право сбора торговых пошлин передавалось государству, изменялось соотношение форм землевладения в пользу дворянства - опричнина.

2. Русская экономическая мысль XV11-XV1II веков
XVI1-XV111 века - это эпоха начала накопления первоначального капитала в России Характерные черты того времени - рост общественного разделения труда, усиление специализации в производстве, товарно-денежных отношений, формирование всероссийского рынка и единого экономического пространства Изменения в экономике обусловило появление экономических теорий, направленных на преобразования в хозяйстве и ускорение его развития.


Взгляды на торговлю как источник доходов государства и важную часть экономики нашли отражение в Ново-торжском уставе (1667), соавтором которого был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (1605-1680) Устав носил протекционистский характер с целью монополизации внутреннего рынка в руках русских купцов-оптовиков. В сравнении с Таможенным уставом 1653г. Новоторжский ограничил торг иностранным купцам в России - теперь они имели право торговать только в Архангельске, Новгороде и Пскове, и не между собой.

Пошлина составляла 6% с продажной цены, с предметов роскоши больше, с вина - 15%, проезжая Юр.
Родоначальником русской экономической мысли был и Юрий Крижанич (1618-1683) - уроженец Хорватии, священник-католик, сосланный в Сибирь на 15 лет. Основной труд Политические думы, в котором разработал программу политических и экономических реформ в России. Его взгляды близки к теории торгового богатства меркантилистов - государственный протекционизм, ввод государственной монополии на ввоз-вывоз, больше вывозить, причем готовых изделий, а не сырья, хлеба , меньше ввозить, покупка предметов роскоши - прямой вычет из доходов от внешней торговли, строительство дорог и охрана торговли. Но в отличие от западных ученых он утверждал, что активный торговый баланс - не единственный источник государства Доходы государство должно получать к от развития промышленности, земледелия ремесла, горного дела, флота
В его работе предприняты попытки определить общественное богатство (сумма материальных благ), установить его зависимость от производительности труда, функции меры стоимости и масштаба цен. Он раскрыл составляющие издержек производства или цены товара (первоначальные затраты, транспортные расходы, пошлины, заранее регулируемая средняя прибыль). В структуре общества выделил три сословия: церковники, благородное сословие и простой народ, разделяющийся на 4 разряда - люди на жаловании (служащие), торговцы, ремесленники, земледельцы Умственный труд более полезен, чем физический.

Царь - божий помазанник, не подвластный никаким законам.
Меркантилистские идеи сопровождали все реформы Петра I в области торговли, промышленности, горного дела, развития инфраструктуры (дорог, каналов, законодательства), налоговой и фискальной политики (первая подушная перепись - ревизия - в 1718г.), хотя он и не был автором специальных работ.


Первым русским экономистом называют Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), в творчестве которого отражена реформаторская деятельность Петра I. Его Книга о скудости и богатстве - первая работа, посвященная полностью проблемам экономического развития России, устранению скудости и умножению богатства.Он предложил план обновления экономики России Основные причины скудости в России, считает он - в тяжелом положении крестьян и неразвитости финансовой системы. Обилие пошлин мешает развитию обмена, нужна одна, в размере 10%. Первостепенное значение он придавал внешней торговле - купечеством всякое царство богатится.

Взгляды его близки к западным меркантилистам, хотя он и не знал их работ. Но Посошков шел дальше: в его плане торговля и производство шли рядом, в русле политики Петра. Он не отождествлял богатство с деньгами - государство богато тогда, когда богат его народ, источник богатства народа - труд!

Причем промышленный и сельскохозяйственный. Крестьянское богатство - богатство царское - писал он, на 10-ки лет опередив физиократа Ф. Кенэ.
Посошков выдвинул принцип всеобщности налогов для всех слоев общества (кроме духовенства) и их дифференциации В отношении денег он не понял их функции как меры стоимости и связи их с товаром - курс денег определяется по велению царя Прибыль в его понимании - это разница между ценой и издержками на покупку сырья и содержание рабочих, которая зависит от их уровня оплаты (а не от неэквивалентного обмена, как считали меркантилисты).
И.Т. Посошков - наиболее яркий представитель российской экономической мысли XVI11 века. Он пошел дальше западных ученых-меркантилистов, выйдя за пределы теории торгового баланса, предвосхитив учение физиократов.

Умер в Петропавловской крепости в 1926г , по причине чего его труд не стал достоянием общества.
Важное место в истории русской экономической мысли занимает Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - основоположник экономической статистики и экономической географии в России. В 1760г. организовал академическую анкету из 30 вопросов для сбора данных об экономики районов и России в целом. Его взгляды близки к меркантилистским, но богатство страны видел не в деньгах и золоте, а в изобилии предметов потребления - в уровне благосостоянии народа. Сторонник роста народонаселения как необходимого условия экономического развития, причем сохранение и увеличение численности народа - это забота государства
Он выступил автором проекта создания в России Вольного экономического общества, учрежденного в 1765г., сыгравшего огромную роль в распространении научных знаний в России.

Интересные записи



Содержание раздела