Экономическое учение Ж.Б. Сея


6) Теория денег Д. Рикардо базировалась на характерном золотомонетном стандарте того времени, согласно которому в соответствии с законом Англии от 1816г. оговоренное количество золота в отчеканенной монете подлежало свободному и гарантированному размену на бумажные деньги. Поэтому, оставаясь приверженным трудовой теории стоимости, он писал: ...ни золото, ни какой-либо другой товар не могут служить всегда совершенной монетой стоимости для всех вещей. Он был сторонником количественной теории денег и увязывал изменение стоимости денег как товаров с их количеством в обращении.
7) Д. Рикардо признавал закон рынков Сея - догму о бескризисном и равновесном состоянии экономики при полной занятости. Он писал: Продукты всегда покупаются за продукты или услуги; деньги служат только мерилом, при помощи которого совершается этот обмен. Какой-либо товар может быть произведен в излишнем количестве, и рынок будет до такой степени переполнен, что не будет даже возмещен капитал, затраченный на этот товар.

Но это не может случиться одновременно со всеми товарами.

Экономическое учение Ж.Б. Сея.
Жан Батист Сей (1767-1832гг.) - последовательный продолжатель А. Смита, основатель собственной школы экономической мысли, абсолютизировал идеи экономического либерализма и стихийного рыночного механизма хозяйствования.
Итоговая работа - Полный курс практической политической экономии (1828-1829гг.), в которой он попытался отразить прежде всего практическую значимость экономической теории, базирующейся на экономическом либерализме и невмешательстве в экономику извне.
Оценка творческого наследия:
1) Школа Ж. Сея главным извлечением из трудов А. Смита сделала положение о взаимосвязи и взаимообусловленности труда, капитала и земли как основных факторов общественного производства и создания стоимости общественного продукта. Триединая формула - фактор труд порождает заработную плату как доход рабочих, фактор капитал порождает прибыль как доход капиталистов, а фактор земля - ренту как доход землевладельцев привела к выводу, что стоимость товара складывается из издержек собственника-предпринимателя в процессе производства.
2) Ж. Сей, как и другие классики, конструировал политэкономию по образцу точных наук - в методологии он признавал законы, категории и теории, имеющие универсальное и первостепенное значение. Правда назначение политэкономии он видел прежде всего в теории и описательности: Мы должны только сказать обществу, как и почему такой-то факт является последствием такого-то другого. Согласится ли оно с этим последствием или отвергнет его, этого будет для него достаточно, оно знает, что ему делать, но никаких поучений.
3) Закон Сея - его концепция о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта, т.е. бескризисном экономическом росте. В соответствии с ним - при достижении и соблюдении обществом принципов полного невмешательства в экономику производство (предложение) порождает адекватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг порождает доходы, на которые они свободно реализуются благодаря гибкому и свободному ценообразованию на рынке.
Этот закон рынков признавали Д. Рикардо, Т. Мальтус и др. экономисты вплоть до 30-х гг. 20-го века. Дж.

Г. Гелбрейт образно выразился, что принятие или непринятие Закона Сея до 30-х гг. было основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков.
При обосновании закона Сей исходил:
• из смитовского естественного порядка, предполагающего гибкость цен и гибкость заработной платы, взаимовыгодный обмен трудом и результатами своего труда всех субъектов рынка при пассивной роли денег,
в полного невмешательства государства в экономику и отсутствия протекционизма;
• поступательного развития рыночных экономических отношений в обществе на базе достижений научно-технического прогресса.
Отсутствие катаклизмов, которые предрекали ряд экономистов-современников в связи с падением роли сельского хозяйства и ремесла, подтверждали наличие и действие закона Сея.
4) Сей отвергает всякую мысль об эксплуатации факторов производства и классов общества в условиях не ограниченной свободной конкуренции. Гармонию экономических интересов он и его ученики строят на экономическом человеке и невидимой руке А. Смита. Доходы предпринимателя - это вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство. Положение низших классов непрерывно улучшается и поэтому рабочий класс больше всех других заинтересован в техническом успехе производства ради пополнения им высших классов. А производители - каждый заинтересован в благополучии другого.



Конечно, Ж. Сей и его ученики вывели очень упрощенное положение о гармонии экономических интересов всех слоев общества.
Оценка творчества Ж. Сея различна. К. Маркс считал, что Сей вульгаризировал (грубо исказил понятия, ведущие к искажению смысла) учение Смита и политическую экономию и особо резко критиковал его и последователей за положение о невозможности экономических кризисов. Понятие вульгарная политическая экономия Маркс ввел в основном в связи с теорией факторов производства Ж. Сея. которую наравне с теорией издержек Мальтуса считал апологетической (защищающей, ярый приверженец какой-либо идеи), преднамеренной и вульгарной защитой интересов эксплуататорских слоев капиталистического общества.

Экономическое учение Т. Мальтуса.


Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - видный представитель классической политической экономии Англии. Его открытия имеют огромное значение и в настоящее время.
Основные труды: Опыт о законе народонаселения (1798г.), Принципы политической экономии (1820г.), Исследование о природе и возрастании земельной ренты (1825г.). Ею теория народонаселения стала неотъемлемой частью методической базы Чарльза Дарвина, Д. Рикардо и многих других мировых ученых. По словам М Блауга новизна и оригинальность теории принесли Мальтусу совершенно невероятный успех, ни с чем не сравнимый в истории экономической мысли. Она стала неотъемлемой частью наследия классической
экономии.
Т. Мальтус свел причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум - при благоприятных условиях (отсутствие вони, болезней и нищеты) население растет в геометрической прогрессии, удваивается каждые 20-25 лет, а производство пищи и необходимых предметов существования растет в арифметической прогрессии. Перенаселение влечет бедность всего человечества как необходимый удел. По мнению Т. Мальтуса - всякая попытка усовершенствования человеческого общества с помощью социального законодательства (в т.ч. и в области ограничения рождаемости) будет сметена неодолимой людской массой, и поэтому каждый человек должен заботится о себе сам и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Т. Мальтус объяснял свое предположение биологическими способностями человека к продолжению роста, сводя его природные инстинкты к животным, а отставание производства продовольствия - ограниченностью ресурсов земли и популярным тогда и надуманным законом убывающего плодородия почв.
В теоретико-методическом плане Т. Мальтус не имеет существенных расхождений с работой своего друга и коллеги Д. Рикардо. Важным аспектом, в котором Мальтус пошел дальше Рикардо, является исследование проблем реализации совокупного общественного продукта. Он выдвинул неожиданное тогда положение о недостижимости достаточного спроса и полной реализации производимого общественного продукта без посильного и необходимого участия в этом наряду с производительными классами и непроизводительных классов.

Он бросил дерзкий вызов тем, кто допускал абсурдную мысль о паразитизме огромных масс людей, относимых к непроизводительным классам и заявил, что служащие и другие непроизводительные слои общества - это совокупность третьих лиц, содействующих созданию и реализации общественного продукта. В принципе он предвосхитил роль интеллигенции в НТП и поступательного развития общества
Мальтус, как и Рикардо, считает, что пределов для расширения производства нет. Однако, в отличие от Рикардо он допускает возможность не только частных, но и общих временных кризисов. Его концепция о возможности полной реализации за счет спроса третьих лиц - по сути предотвращения кризисов - нереальна.

Но Дж М. Кейнс более 100 лет спустя заявил, что именно Мальтус вооружил его антикризисными идеями при создании теории эффективного спроса и роли в потреблении произведенного продукта промежуточных слоев общества.

2. Завершение классической политической экономии.
Экономическое учение Дж. С. Милля.
Джон Стюарт Милль (1806-1873гг.) - один из завершителей классической политической экономии. Главный труд Основы политической экономии в 5 книгах издан в 1848г.
В теоретико-методическом плане близок Д. Рикардо. Однако в области методологии не только повторил классиков, но и добился несомненного прогресса.
Теоретическое наследие.
1) При определении предмета политической экономии на первый план выдвинул законы производства и законы распределения, практически повторяя предшественников. Специфика Дж. С. Милля - в противопоставлении этих законов. Первые, как он полагает, неизменны и заданы техническими условиями подобно физическим величинам естественных наук - в них нет ничего, зависящего от воли.

Вторыми управляет человеческая интуиция, они таковы, какими их делают мнения и желания правящей части общества, и весьма различны в разные века и в разных странах. Именно законы и обычаи распределения данного общества и предопределяют персональное распределение собственности посредством распределения доходов между тремя основными классами. Из этой методологической посылки Дж.

С. Милль разработал свои рекомендации социального реформирования общества.

Интересные записи



Содержание раздела