2) Монополия, вопреки марксистским критикам, необязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, т.к. рыночной системе свойственны и усиливающие конкуренцию тенденции. Следовательно, выдержать состязание с крупным производителем-монополистом и стать тоже монополистом может и мелкий и средний продавец или производитель.
3) Конкуренцию и монополию нельзя противопоставлять как взаимоисключающие категории. Это не альтернатива, а объективное сосуществование, предполагающее обязательное наличие друг друга А отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии Итог исследования Чемберлина - естественная сущность монополий в конкурентной среде, т.к. предпринимательство в значительной своей части составляют попытки всякого предпринимателя воздвигнуть собственную монополию, распространить ее насколько возможно и защитить ее против попыток других предпринимателей расширить свои монополии.
4) Огромная заслуга Э. Чемберлина в открытии и обосновании дополнительных неценовых условий усиления монополистической конкуренции - техническое усовершенствование, качество, особое обслуживание покупателей, обеспечивающие фирме респектабельную репутацию и преимущество на рынке.
5) Э. Чемберлин и его сторонники впоследствии выдвинули положение о сохранении конкуренции и при групповой монополии - разделе сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации неоднородной (дифференцированной) продукции без снижения цены до уровня предельных издержек.
Оценивая его вклад в экономическую науку М. Блауг пишет Одним из парадоксов истории мысли является то, что случай, за который ухватился Чемберлин, - большое число фирм при свободном входе в отрасль и дифференциации продукта, но без осознания взаимозависимости - сегодня рассматривается как тривиальная модификация модели совершенной конкуренции. Революция в теории цены, вызванная Теорией монополистической конкуренции, заключалась в том, что возросло число рыночных структур, которые экономическая теория должна проанализировать, чтобы показать, что удовлетворительное функционирование рынка - не простое автоматическое следствие из типа конкуренции... Теория цены с тех пор стала более сложной и менее удовлетворительной...
Мы никогда не сможем вернуться к смелым обобщениям теории цены Маршалла. Именно по этой причине мы вправе говорить о чемберлианской революции в современной микроэкономической теории подобно тому, как мы говорим о кейнсинианской революции в макроэкономике.
3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон
Джоан Вайолет Робинсон (1903-1983) - видный представитель и продолжатель школы Маршалла, профессор Кембриджский университета (1965-71гг.). Мировую известность ей принесла книга Экономическая теория несовершенной конкуренции (1933), написанная в начале творческого пути.
Главная идея - выявление рыночных аспектов функционирования монополий, в условиях которых конкуренция, по ее мнению, является несовершенной (по Чемберлину - монополистической). Исходная задача - выяснение механизма установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т.е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль.
В дальнейшем ее рассуждения во многом расходятся с логикой Э. Чемберлина. Дж.В. Робинсон в несовершенной конкуренции видела прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и эксплуатацию наемного труда, а Э. Чемберлин - монополистическую конкуренцию увязывал с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии.
Сущность монополии она рассматривает негативно - как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды.
Основные положения ее работы:
1) в условиях несовершенного рынка отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли.