Создание эффективной системы социального сервиса.


Доля денежных доходов населения возросла с 35-40% ВВП в конце 80-х до 60% в 1996-97 годах. Но реальные доходы понизились на 20-25% ввиду практически двукратного падения самого ВВП. Доля текущих сбережений возросла с 3-5 до 19-23% в совокупных доходах и с 2 до 12% в ВВП. Доля заработной платы в совокупных доходах семьи сначала понизилась с 78 до 45%, а затем стабилизировалась на уровне 48-55%.

Доля социальных трансфертов снизилась с 18 до 15%, а доля доходов от собствености, финансовой и страховой систем, предпринимательской деятельности возросла с 4 до 35%. Правда при этом надо учитывать тот факт, что часть, по сути, трудовых доходов, в силу особенностей российской налоговой системы, оформляется как доходы от финансовой и страховой систем.
Вместо того, чтобы снизиться, возросла доля расходов семьи на питание - с 33-35% до 42-44%, при этом снизилась доля расходов на непродовольственные товары - с 50 до 33%, особенно длительного пользования. Доля расходов на услуги возросла с 15-17%) до 22-24%, и в ее составе возросли расходы на транспорт, содержание жилья и здравоохранение, при снижении доли расходов на бытовое обслуживание, питание вне дома, культуру, спорт, развлечения и отдых.
7. Создание эффективной системы социального сервиса. Предполагалось провести реформы:


  1. пенсионного обеспечения - переход к накопительному принципу;

  2. системы страхования - переход к добровольному и многофункциональному;

  3. жилищного обеспечения - приватизация жилья и оплата коммунальных услуг населением при повышении их качества;

  4. образования - обеспечение всеобщего бесплатного среднего (9-11 лет), доступного профессионального (плюс 2-3 года), платного высшего (4-6 лет);

  5. здравоохранения - гарантированный стандарт для всех, плюс система медицинского страхования, плюс система семейного врачевания.


Ситуация в социальной сфере на начало 1998 года может быть охарактеризована коротко - полный провал. Средняя пенсия не обеспечивает прожиточного минимума. Страхование носит выборочный и формальный характер.

Лишь 10% граждан имеют возможность приобрести жилье и оплачивать коммунальные услуги в полном размере. Государственное бесплатное образование и здравоохранение погрязли в нелегальных поборах с населения и безответственности, частное - очень дорого.
8. Обустройство правового пространства. Предполагалось принять новые конституцию, гражданский, уголовный и налоговый кодексы, ввести суд присяжных, повысить роль адвокатуры в судебном процессе, а самой судебной власти - в системе разделения властей. Конституция принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

В 1995 году введена в силу первая часть Гражданского кодекса, в начале 1996-го - вторая, в 1997 году появилась новая редакция Уголовного кодекса. Но дальше этого дело не пошло. Суд присяжных существует в нескольких регионах России лишь в виде эксперимента.

Конфликтные ситуации в бизнесе по-прежнему решаются преимущественно во внесудебном порядке.
9. Налогово-бюджетная реформа. Предполагалось, что после принятия Налогового кодекса, сокращающего общее количество налогов и ограничивающего произвол властей всех уровней, а также упрощающего систему отчетности, будет введен 3-5-летний мораторий на изменения налогового режима. Декларировалось утверждение четкого процесса формирования сбалансированного бюджета, с небольшим (до 3% ВВП) или отсутствующим дефицитом. Бюджета, принимаемого за 1.5-2 месяца до начала нового года, основные параметры которого будут связаны с макроэкономическими показателями, а не благопожеланиями отраслей и регионов.

Предполагалось, что власти всех уровней сами смогут поделить меж собой налоговые поступления и прекратят требовать от коммерсантов рассылать после каждой сделки по 20 платежных поручений в 20 инспекций. Шести лет оказалось недостаточно даже для того, чтобы начать исполнять эту программу.
10. Формирование среднего класса. Предполагалось, что едва ли не основной задачей переходного периода должно стать создание достаточно многочисленного слоя, объединяющего 60-80% совокупного населения страны, - гаранта политической стабильности, демографического воспроизводства населения, слоя собственников и наемных работников, экономически независимых граждан, ответственных избирателей, исправных налогоплательщиков, со­здателей массового спроса и держателей акций, облигаций и других ценных бумаг, участников страховых и пенсионных программ, обеспечивающих социальную стабильность и устойчивое экономическое развитие общества.


К концу 1997 года к среднему слою, с некоторыми оговорками, можно было отнести лишь около трети населения страны.





Интересные записи



Содержание раздела