Национализация во Франции отличалась от английской.


В число 10 крупнейших промышленных компаний мира ни одна французская не входит. Та особенность, которая была характерна для Франции начала XX в. (высокая концентрация капитала, но низкая концентрация производства) - сохраняется до настоящего времени. 95% французских предприятий составляют мелкие заведения с числом рабочих до 20 человек.

Остается очень значительной и доля ремесленного производства.
Большинство французских предприятий не достигает оптимальной величины, требуемой современными условиями, поэтому государство проводит политику содействия слиянию фирм, укрупнению промышленности. Еще недавно в число 100 крупнейших промышленных компаний мира входило лишь 5 французских, причем крупнейшая из них занимала 50-е место. В начале 80-х гг. две французские корпорации уже вошли в число 20 крупнейших компаний мира.
В первые послевоенные десятилетия в хозяйстве Франции сохраняли позиции прежние традиционные финансовые группы Ротшильдов, Лазаров, Шнейдеров. Но с 60-х гг. началась экспансия двух новых групп Париба и Сюэз. Во главе групп стояли не банки, а холдинги, которые владели крупными пакетами акций и промышленных компаний, и банков.

К 1980 г. эти две группы контролировали 20% активов французской промышленности и 2,6 тыс. промышленных компаний практически во всех отраслях промышленности.
В состав группы Париба входит банк Банк де Пари де Пей Ба, крупнейшая промышленная корпорация Франции Компани франсез де петроль, электротехническая Томсон-Брандт и др. Капиталы группы вложены в нефтехимию, электронику, металлургию, машиностроение, издательское дело и т.д. В сущности, для определения сферы интересов группы надо перечислить все отрасли французской промышленности.
Название группы Сюэз возникло от Суэцкого канала. После национализации канала египетским правительством в 50-х годах Компания Суэцкого канала полученную от Египта компенсация инвестировала в разные отрасли французской экономики. В состав группы вошли несколько банков во главе с банком де л'Ендошин э де Союз, концерны Сен-Гобэн, Рон-Пулек и др. Не только в состав группы входит целый комплекс отраслей промышленности, но и корпорации группы имеют многоотраслевую структуру.

Так, в составе Сэн-Гобен действуют предприятия разных отраслей - от металлургии и производства стройматериалов до парфюмерии.
Во Франции развитие финансового капитала зашло глубже, чем в других странах, банки и финансовые группы все теснее связываются между собой, переплетаясь в одно целое. Каждый крупный банк скупает акции не только промышленных фирм, но и других банков.
Отдельные банки и финансовые группы сливаются, так что граниту между ними становились все более расплывчатыми. Новые промышленные фирмы теперь учреждаются уже не одной, а несколькими финансовыми группами; старые фирмы действуют под контролем сразу нескольких переплетенных финансовых групп и банков. Как правило, портфель крупного банка, т.е. принадлежащие ему акции, теперь становился намного больше собственного капитала банка.

Банки перерастали в портфельные компании.

Национализация и государственное регулирование хозяйства
В первом правительстве, которое приняло в свои руки руководство страной после второй мировой войны, пять министерских портфелей принадлежало коммунистам, причем именно под их руководством оказались министерства, ведавшие экономикой. Поэтому и национализация была проведена по программе коммунистов. В руки государства перешли 5 крупнейших банков (60% банковского капитала страны), угольная и газовая промышленность, электростанции, военная промышленность, транспорт, авиационная, часть автомобильной промышленности.

В руках государства оказалось 20% производственных мощностей.
Национализация во Франции отличалась от английской. С самого начала здесь наряду с предприятиями старых отраслей национализировались и предприятия новых. Компенсацию получили не все: предприятия коллаборационистов переходили в собственность государства без компенсации. Так, без возмещения были национализированы автомобильные заводы Рено.

Но главное - национализацией крупнейших банков, входивших в состав первой десятки мира, были значительно подорваны позиции финансового капитала, который именно во Франции играл особенно значительную роль.


В 1982 г. был проведен второй этап национализации. Теперь в государственную собственность переходили еще 36 банков, крупнейшие банки из оставшихся вне государственного сектора. Кредитная система практиче­ски оказалась полностью в руках государства. Были национализированы крупнейшие финансовые группы Париба и Сюэз, 5 крупнейших промышленных корпораций.

Теперь государственный сектор давал уже 23% промышленной продукции, на него приходилась половина всех капиталовложений в стране. Но почему только 2% промышленной продукции после национализации главных финансовых групп и корпораций? Потому что во Франции значительную часть продукции выпускают мелкие фирмы и предприятия. Государственные предприятия теперь стали выпускать 85% авиационной продукции, 80% черных и 62% цветных металлов, 48% продукции химической промышленности, 44% электроники и электротехники.

Следует оговориться, что приблизительно половина предприятий государственного сектора - смешанные общества с участием государственного и частного капитала. Государство в таких обществах является лишь наиболее крупным акционером. Через государственный бюджет во Франции проходит около 40% национального дохода.
Естественно, что при этом государственное планирование получило особенное развитие. Главный орган планирования во Франции, Генеральный комиссариат планирования, был создан по инициативе коммунистов в 1946 г. С тех пор планирование не прекращалось, в 1980 г. был принят уже 8-й план экономического развития на 1981-1985 гг.
Именно Францию приводят обычно в качестве наиболее показательного примера индикативного планирования. Непосредственно руководят государственные органы только предприятиями государственного сектора, заключая с ними долгосрочные контракты. При этом контракты с конкретными плановыми заданиями и цифровыми показателями заключаются только с неакционерными компаниями. С акционерными же компаниями, которые в государственном секторе составляют большинство, заключаются контракты, в которых указываются лишь стратегические направления развития. Плановые рекомендации получают и частные фирмы.

Для них эти рекомендации не обязательны, но их выполнение стимулируется экономически - налоговыми льготами, кредитами, субсидиями.


Государственный сектор и государственный бюджет используются во Франции для увеличения капиталовложений и ускорения промышленного роста. Как уже сказано, промышленные фирмы во Франции сравнительно небольшие, поэтому самофинансирование, расширение производства за счет прибыли менее возможно, чем в других странах. Поэтому государство принимает на себя значительную часть капиталовложений.
На пороге 80-х гг. в руководстве хозяйством Франции боролись две тенденции. Левые, коммунисты и социалисты, стремились выполнить программу строительства социализма, а правые добивались либерализации в экономике. После проведения 2-го этапа национализации левые убедились, что их программа не соответствует реальным экономическим условиям.

Если прежде промышленное производство в среднем увеличивалось на 4-4,5% в год, то в 1980-1985 гг. в среднем за год оно стало сокращаться на0,1%.
Коммунисты ушли из правительства. Упал их аторитет, и вместо 20% голосов, как было прежде, компартия на очередных выборах не набрала и 8%. Социалисты после некоторого перерыва вернулись к власти, но теперь это умеренная партия, хозяйственная политика, которой мало отличается от политики М. Тэтчер.
В 1986 г. правительство правых партий приняло закон о денационализации госсектора к 1991 г. В 1987 г. процесс приватизации был остановлен возвращением к власти социалистов. Но 12 компаний к этому времени были уже приватизированы. В их числе банк Сосьете женераль, группы Париба и Сюэз. Одновременно стали проводиться меры по снижению дирижизма, т.е. государственного административного регулирования и контроля. Даже те небольшие элементы административного управления и планирования, которые допускались во Франции, теперь были забракованы.

Таким образом, тенденция свертывания государственного регулирования хозяйства коснулась и Франции.


Экономическое развитие Германии
Экономические последствия первой мировой войны
Первая мировая война обошлась Германии дороже, чем другим капиталистическим странам. Здесь промышленное производство сократилось вдвое, победители отобрали у нее все колонии, обратно к Франции отошли Эльзас и Лотарингия. По некоторым подсчетам национальное богатство Германии в результате этих потерь уменьшилось вдвое.

Но особенно тяжелым последствием было то, что страны-победители наложили на Германию репарации, т.е. суммы военного ущерба, которые должна была возместить Германия, в 132 млрд. золотых марок. За короткий срок разоренная войной Германия заплатить эту сумму была не в состоянии. В обеспечении репарационных сумм победители вывозили из Германии все, что представляло ценность, а в 1923 г.

Интересные записи



Содержание раздела