Методология экономической науки





  1. Методология экономической науки



Экономической науке 2500 лет, начиная с Ксенофонта. Только 300 лет назад экономисты осознают особое значение метода познания экономики.

«Вопрос о методе, - писал А. Онкен, - играет в дальнейшем изложении настолько важную роль, что нам необходимо теперь же выяснить нашу точку зрения на него. Уже почти два десятилетия в политической экономии ведется резкий спор (Менгера и Шмоллера) о методах, и хотя в настоящее время этот спор несколько утих, но вопрос остался нерешенным» [80,с.6]. Он нерешен и век спустя, а поэтому, например, Жак Вольф отмечал отвратительную репутацию и одновременно важность методологии [157,с.119].  У. Гронквист обобщил современные концепции по экономической методологии.

По его мнению, сейчас не существует гарантированного основания для научного знания вообще, в том числе и экономического. Методологическую базу знаний он считает бессмысленной. Правильно отображая современное положение с методологией экономических наук, он ошибается в оценке функции методологии вообще [158].      
Традиционно подразумеваемое значение термина «метод политэкономии» не является истинным. В трактовке метода политэкономии имеется много противоречий. К сожалению, пока все это не привлекло особого внимания экономистов.

Говоря «метод политэкономии», фактически называют всю совокупность ее методов, то есть ее методологию.      
Камнем преткновения на пути осознания основ экономической теории можно считать ошибочность понимания самой сути методологии. Обычно экономисты называют методологией значение более общих знаний для менее общих знаний. Иными словами, под методологией понимают «общий подход к изучению явлений, единое понимание действительности ...» [86, Т.1,с.65]. Методологию сводят к эрудиции, а не к форме интеллекта, способности мыслить.

Тем самым упускают тот факт, что «... поиски истины ... зависят от уровня развития ... мышления ...» [там же, с. 66].
История экономической мысли стала «кладбищем идей», которые не доступны не только простым людям, но и профессионалам экономики. Добытые прошлыми экономистами знания «рассыпаны» по их оригинальным работам, не интегрированы в единую теорию. Экономическая наука, как и иные, не перешла от стадии «собирающей» к стадии «обобщающей» науки. «Задача экономической науки, как почти всякой другой, заключается в том, чтобы собирать факты, систематизировать, истолковывать их и выводить из них надлежащие умозаключения» [49,с.85]. Эта задача еще далека от полного решения. Громадное количество идей накоплено в трудах по экономике.

Многие из них забыты, хотя могли бы быть использованы при изучении экономики. До тех пор, пока не будет найдено способа «спасения» всех достижений прошлых мыслителей (их использования посредством обобщения, интеграции их в теорию), бессмысленно пытаться идти вперед. Преемственность (кумулятивность) с прошлым - основа прогресса. «Преемственность есть общий исторический принцип социального развития, которым человечество отличается от мира животных» [14,с.143].

Нельзя идти вперед, не восприняв достижений предшественников. Но средством для решения этой проблемы может быть только методология как основа теоретического понимания объекта.      
Среди тех, кто исследовал экономику, мало специалистов по методологии, гносеологии или интеллектике вообще. К таковым можно отнести Аристотеля, Д. Локка, Д.С. Милля, К. Менгера. А. Маршалл отмечал отсутствие в экономической науке длинных цепей дедуктивных доказательств [68,Т.3,с.225].

Преодоление этого методологического недостатка начинается с умения строить сориты понятий. Пока нет работ, которые достаточно полно и содержательно раскрыли бы методологию политэкономии.      
Длительный поиск сути метода, методики, методологии науки вообще привели к осознанию сущности и проблем философии, к специальным ее исследованиям в качестве одного из важнейших оснований теоретического познания [конкретнее см.146, с. 322]. На этой основе проблеме методологии экономической науки выглядит следующим образом.
Сознание

эрудиция интеллект идейность



практический естественный искусственный



методология мышление моделирование
Современное общество состоит из людей (в том числе патологичных), сознательных индивидов и личностей. Идя от общего к частному, следующим образом представим соответствующий аспект структуры сознания личности.
Ядром сознания является эрудиция, интеллект и идейность (нравственность, духовность). Особую функцию в сознании выполняет интеллект - способность отображать действительность по строго детерминированным алгоритмам познания. Стихийность общественного прогресса привела к накоплению орудий производства, воплотивших в себя интеллект и служащих средством его сохранения, передачи его между поколениями людей.

Одновременно с этим способом передачи опыта жизни существует и непосредственный - передача знаний от поколения к поколению, развитие этой способности людей. В ХХ веке актуальной стала проблема искусственного интеллекта, технологии эволюционного анализа.     
Менталитет

смекалка сообразительность смышленость
(сметливость)


Естественный интеллект существует в трех основных формах. Методология - накопленные обществом за весь предшествующий период времени приемы, способы, методы, алгоритмы познания. Они содержатся, как правило, «в снятом виде» в научных произведениях классиков науки.

Существуют и специально написанные работы, ориентированные на развитие мышления. Практически воплощенный интеллект (интеллектуальная технология), методология научных работ, специальные работы по интеллектике служат основой возникновения мышления людей.      
Инстинктивно возникающая смекалка (сметливость) является началом жизни и основой для стихийно образующейся сообразительности (интуиции). Эти предтечи мышления (а может быть, исходные формы интеллекта) имеют громадное значение в жизни. Смышленость не возникает у людей, у которых недостаточно развита смекалка и сообразительность. Мышление - воспринятая методология или интеллектуальная технология.

Восприятие методологии и развитие способности самостоятельного мышления происходит в результате специального обучения людей. И только последнее позволяет им подняться до уровня теоретического моделирования объектов в качестве исходного момента для их понимания и эффективного действия с ними.      
Методы

частные особенные всеобщие

логика диалектика математика
Методология состоит из многих приемов, методов и т.п. В составе методологии любой науки имеются определенные специфические приемы, методы познания. Часто они могут быть субъективными, то есть характеризовать предрасположенность исследователя к тем или иным приемам, и быть мало или вообще непродуктивными.

У ряда наук имеются и особенные, общие для них приемы познания. Например, для всех экономических наук таковыми можно считать математику и статистику как способ индуктивного познания экономики. Главное же значение в методологии науки имеют всеобщие приемы, которые в целом определяют научность, продуктивность исследований. К ним следует отнести логику, диалектику и математику.

Идущая с древности логика (аналитика Аристотеля) обеспечивает применение наиболее простых приемов мыслительной деятельности, анализа объектов. Й. Шумпетер обоснованно отмечал логическое невежество экономистов: «... Они избегали логических ошибок главным образом благодаря тому, что вообще не прибегали к логике» [141, с.398].

Что же касается синтеза понимания объектов, то это функция диалектического мышления (диалектической логики). Диалектическая логика призвана обеспечить качественное понимание объекта как основу эффективного количественного его представления. Логика и диалектика не стали нормой понимания реальности, в том числе и экономики.

Необходимость применения логики и диалектики в процессе изучения экономики осознана давно, но далеко не полностью реализована.
Исторический метод объяснения экономики имеет громадное значение. Он обеспечивает исследование явлений «экономической жизни в историческом их развитии» [92,с.VI]. В то же время он превращается в хронологический пересказ экономических явлений, их типов и т.п.

Сохраняя исторический метод, необходимо трансформировать его в генетический, эволюционный, диалектический метод мышления. Неосуществленность данного перехода стала главной причиной возникновения различных модных методологических движений экономистов: системного, структурного, сравнительного и т.п.    
Методология

практические философское дидактически
приемы выпол основание написанные
нения действий наук работы

обособленные комплексные системные
Осознавая методологические проблемы в качестве исходных для обновления политэкономии, отметим основные ступени развития методологии с целью понимания реальности сегодняшнего ее состояния.      
Методология возникает и развивается первоначально как стихийное накопление практических приемов выполнения всех действий, рецептов, шаблонов, инструкций. Такая методология сохраняет самостоятельное значение до настоящего времени. Интересен не осмысленный в должной мере экономической наукой факт стихийного диалектического объяснения экономики П. Прудоном, который старался «построить свое учение на началах Гегелевской философии» [22,с.

236-237]. Особую ценность имеет композиция его трактовки ступеней экономического развития. Последние предвосхищают композицию «Капитала» Маркса. Как писал М.И.

Туган - Барановский: «... Прудон был первым замечательным экономистом, применившим гегелевский диалектический метод к исследованию системы экономических категорий во всей их совокупности. Тому же методу следовал и Маркс» [см.94, с.332]

Интересные записи



Содержание раздела