Финкель (Nadler and Nadler, 1990, ch. 4, pp. 1-26) приводит четыре составляющих, способствующих успешному обучению.
1. Сама программа, куда входят определение необходимых предметов и разработка оригинальной методики.
Финкель утверждает, что обстановка для эффективного обучения должна отвечать следующим критериям.
• Следует способствовать максимально эффективной работе тренера, что включает в себя:
Практикующий тренер должен уметь создать как физический, так и психологический климат, способствующий процессу обучения. Некоторые теоретики считают, что успешность обучения, в основном, зависит от внешней обстановки, но мы думаем, что подобное утверждение несколько преувеличено. Например, Ноулз (Nadler and Nadler, 1990, ch. 6, p. 14) эмоционально заявляет:
Богатый на идеи мозг человека просто не способен был создать обстановку для обучения, которая меньше бы способствовала обучению, чем типичная классная комната с рядами стульев и расположенной перед ними кафедрой. Подобная обстановка указывает каждому, кто входит в комнату, что здесь играют по правилам одностороннего движения...
Малкольма Ноулза можно упрекнуть не только в запальчивости выражений, но и в скудости воображения. Его довод, заключающийся в том, что одностороннее движение не способствует обучению (т. е. изменению в поведении), не имеет под собой оснований. Однако обстановка классной комнаты, как он ее описывает, тождественна обстановке в театре во время спектакля, а драматическое искусство с незапамятных времен считалось весьма мощным средством воздействия.
В реальной жизни риторика демагога тем более способна изменить поведение масс, о чем свидетельствуют хотя бы выступления Гитлера в Германии в 1930-х годах.
Даже если вы не предполагаете читать лекции, обстановку лекционного зала можно использовать для демонстрации материалов или проведения обсуждений. У тренера не всегда будет возможность выбрать помещение для занятий, но следует научиться творчески адаптировать для своих нужд ту обстановку, которая будет предоставлена. Примером может служить описание того, как в лекционном зале с амфитеатром неподвижных парт проводить интерактивную игру Выбирай, по правилам которой участникам нужно разделиться на небольшие команды (Kristopher and Smith, 1987, pp.
15-20).
Создание максимально удобной для обучения обстановки почти полностью зависит от вас! Естественно, существуют определенные внешние условия, при которых почти никто не может заниматься продуктивно, например излишний шум, чрезмерная жара или холод. Нам, к примеру, никогда не удавалось эффективно работать на свежем воздухе, хотя мы неоднократно пытались заниматься с группами, расположившись на траве, под деревом или еще где-нибудь на природе.
Свежий воздух больше подходит для походов или упражнений, предполагающих выход в свет, но исходя из нашего опыта обсуждения непременно следует проводить в закрытом помещении, где участники могут делать заметки, не отвлекаясь на то, что происходит вокруг. Разминочное упражнение 37 помогает определить основные факторы, влияющие на создание располагающей к сближению и взаимопониманию обстановки в аудитории.
Ниже приводится краткий список приемов процесса обучения, заимствованных из преподавательской практики:
Упражнение 40 помогает развить навыки разработки структуры программы обучения, включая определение ее шагов и этапов.
Независимо от конкретных методов обучения для конкретной программы вам необходимо создать в аудитории атмосферу взаимоуважения. Некоторые тренеры склонны недооценивать значение этого фактора, например, настаивая на проведении веселых игр типа давайте познакомимся, в то время как участники, по своей культурной ориентации или какой-либо другой причине, не настроены на такое навязываемое им сближение. При выборе интерактивных методов обучения также необходимо учитывать особенности национальных культур,
поскольку у представителей многих народов мысль о том, что придется рассказывать о себе перед незнакомой аудиторией, вызывает смущение или даже страх.
Насколько вам удастся создать климат взаимоуважения, сотрудничества, поддержки, доверия, открытости и активной коммуникации, зависит от людей в группе, с которой вы работаете, общей обстановки (включая специфику изучаемого материала) и вашего собственного характера. В упражнении 38 обыгрывается подготовка программы обучения.
Оценка
Программы развития кадров (ПРК) обычно проводятся только в том случае, когда удается получить ощутимые результаты. Поэтому если вы не знаете, как оценить результативность вашего обучения, то, наверное, лучше пересмотреть первоначальный вариант и включить в него, по крайней мере, один метод для оценки результатов программы с точки зрения ее содержания, презентации и результатов. Мы полагаем, что любой специалист по обучению УП должен стремиться оценить результаты своих усилий в этих трех областях. Такая оценка существенно дополняет весь процесс проведения программ развития персонала и обосновывает их продолжение, поскольку: