Скорость и темп тренера в группе


Не приучайте себя к похвалам. Слишком много похвал приносят такой же вред, как и критика. Если вы считаете, что уже чего-то добились, значит, вам предстоит еще больше работы.
Если вы ведете тренинги только ради денег (славы, карьеры и т. п.), то через некоторое время тренинги становятся для вас обременительной работой, а группа надоевшим элементом воздействия. Поищите себе другое место для реализации своих потенциалов. Возможно, что работа тренера это не для вас.
Если вам нужен наставник, постарайтесь найти тренера, для которого важны сам тренинг и группа. А его личные проблемы являются для него материалом для развития, но вне группы. Такие тренеры с удовольствием проходят группы личностного роста, участвуют в других тренингах как слушатели, постоянно совершенствуются.

Для них группа это возможность расширения жизненного опыта слушателей для их дальнейшей жизни вне группы.
Отношение тренера к критике
Есть тренеры, которые остро переживают по поводу критики группы или своих коллег. Это сигнал того, что они не до конца осознают цели, которые хотят достичь в своем тренинге. Если критика помогает достижению поставленных целей, ее нужно принимать конструктивно и использовать для своего развития. Если критикующие не понимают или не хотят понять целей тренера, то критика принимает деструктивный характер и на нее не следует обращать внимания.

Не старайтесь угодить всем, особенно членам группы. На определенном этапе развития критика группы становится деструктивной и выражает не отношение к вашей работе, а защиту собственных амбиций и ожиданий.
Научитесь распознавать различные виды критики. Легко критиковать то, что в сложившихся условиях изменить уже нельзя или невозможно. Как правило, критикующие плохо осведомлены об обстоятельствах происходящего. Легко критиковать для того, чтобы показать свою большую компетентность, чем у кого-либо другого.

Страдающие этим люди, как правило, внутренне неуверенны. Подавляя других, они, как им кажется, выглядят сильнее. Легко критиковать то, что расходится с вашими вкусами.

Но это не значит, что другое хуже или неправильнее.
Важно знать все эти моменты и относиться к подобной критике как к деструктивной и не требующей большого внимания.
Самая верная критика исходит от нас самих. Учитесь конструктивно критиковать себя. Тогда никто не скажет вам ничего такого, чего бы вы уже не сказали себе.

Но не все, что вы в себе раскритиковали, стоит объявлять миру. Многое оставьте внутри себя и займитесь собственным усовершенствованием.
Есть тренеры, которые предпочитают вести группы вдвоем, играя разные роли. Например, один берет на себя роль эмоциональную,
другой аналитическую. Такие пары будут успешны в том случае, если их видение тренинга будет единым, и цели тренинга будут преобладать над личными амбициями.
Скорость и темп тренера в группе
Многие тренеры слишком многого ожидают от группы. Они хотят быстрых результатов. Они ожидают, что члены группы начнут быстро изменять свое поведение. Они ждут, что их техники и воздействия окажутся чудотворными и для слушателей все начнет меняться к лучшему. А так как и слушатели ожидают от тренера чуда, то у обоих появляется тревога по поводу динамики.

Появляется желание скорости как в проведении тренинга, так и в появлении изменений. И чем быстрее группа во главе с тренером начинает двигаться, тем больше появляется поверхностного, незамеченного, неважного в ее проживании. Все в жизни приходит в свое время. Так и в группе: необходимы паузы для осмысления и остановки для обдумывания.

Только в эти минуты рождается что-то новое. Правильная скорость это та скорость, которую вы почувствовали у группы и соразмерили со своей. Сложение этих двух величин даст вам мудрость скорости тренинга.

Важно уметь определять, где стоит вести тренинг быстро, а где медленно. Это зависит от важности возникающих моментов на тренинге и от ваших целей, которые вы соотнесете с целями группы.
Важно чувствовать те моменты, когда стоит начинать или заканчивать что-либо делать или говорить. Чувство момента одно из важнейших чувств тренера. Анекдот или шутка теряют свою остроту, если произносятся слишком поздно или слишком рано. Другими словами, если произносятся не ко времени.

Учитесь ловить нужный момент для ваших замечаний, пояснений, действий. В этом будет выражаться ваше мастерство.
Паузы в работе тренера
Для чего необходимо умение держать паузу для тренера?
Пауза несет очень много значений в работе тренера. Она необходима для проработки эмоциональных проблем тренера. Как чувствует себя тренер перед группой, насколько он берет на себя ответственность за группу, насколько он тревожится за то, что делает группа?
Только во время паузы у тренера появляется возможность осознать собственное состояние.
Пауза необходима тренеру для осознания того, в каком состоянии находится группа, какие чувства она испытывает. А это, в свою очередь, необходимо для верной сонастройки с группой.
Пауза необходима тренеру как инструмент воздействия: в зависимости от развития групповых процессов меняется роль паузы.
Пауза может выступать критерием, по которому мы определяем, на каком этапе группового развития находится группа. Это будет подробно описано в главе, посвященной описанию проведения тренинга командообразования.


Влияние тренера на изменения в группе
Как правило, члены группы больше говорят об изменениях, чем на самом деле меняются. Тренеру нужно приучить себя верить не словам, а реальным действиям в группе. Вера в слова это иллюзия изменений и иллюзия оценки работы тренера. Если и группа, и тренер впадают в подобные иллюзии, то настоящих изменений и развития на уровне поведения не происходит. Группа перестает жить.

Она начинает галлюцинировать. Истинные изменения это тяжкий труд, и они, как правило, не происходят на фоне всеобщей эйфории и развлекающих упражнений.
Часто бывает так, что тренер уже знает решение и знает, как его достичь, а группа находится в состоянии поиска. Не спешите. Важно не само решение, а то состояние, с помощью которого оно достигается. Учитесь у группы, она мудрее, ее темп более верен и соразмерен тем целям, которых вы хотите достичь. Опыт, который группа нашла самостоятельно, становится для нее более ценным, нежели те знания, которые вы дали ей, не дождавшись ее решений.

Возможно, решения группы будут менее зрелыми, чем ваши. Но эти решения покажут вам, на каком этапе находится группа. И они могут быть более приемлемыми для группы на этом этапе, чем ваши. Всему свое время.

Для вас это должно означать, что группа до ваших решений должна дорасти или ваши решения не совсем верны для этой группы. Не спешите показывать свое мастерство, не занимайтесь демонстрацией своих умений и знаний. Мастерство измеряется не тем, что вы демонстрируете, а тем, что вы держите в запасе.

Контролируйте себя. Постоянно держите в голове вопрос: "Зачем я сейчас это делаю? Какой цели достигаю?"
Цели тренинга и удержание их
Наиболее частая ошибка тренера это потеря цели. Когда это происходит, мы начинаем делать то, что в дальнейшем становится непонятным или неважным для нас самих и для группы. Например, мы начинаем проводить упражнение ради упражнения только потому, что оно записано в плане и его надо провести.

Такое упражнение заканчивается ничем или анализом ни о чем. Мы начинаем задавать вопросы и не слушаем ответы, так как в это время думаем о чем-то своем, а не о целях тренинга и не о содержании ответов. Мы начинаем спорить с одним из членов группы и через некоторое время забываем содержание нашего спора.

Происходит подмена целей. Мы уже не обучаем, а выясняем, кто умнее или сильнее на этом тренинге. И таких примеров можно привести множество.
Для постоянного удержания цели тренинга необходима концентрация внимания на этой цели. При этом концентрация внимания тренера одновременно необходима и для отслеживания процессов в группе и того, что происходит в нем самом. И если концентрации на все направления недостает, то что-то начинает выпадать.

Как правило, страдает концентрация на цели тренинга.
Для управления концентрацией дзэнские мастера предлагают следующее упражнение: сидя спокойно и безмолвно, медленно просчитать в уме от одного до десяти. Если что-либо прерывает счет самосознание, случайная мысль, осознание постороннего шума или даже собственного дыхания, счет начинается сначала, от единицы. Попробуйте проделать это простое упражнение, и если сумеете сосчитать более чем до одного это показатель хорошей концентрации вашего внимания.
Третий этап осознание степени совершенства и ответственности
Наличие истинной уверенности
Задумаемся на минуту: что отличит начинающего тренера от опытного перед группой? Что в поведении тренера вызовет доверие группы? На эти вопросы можно ответить одним словом: уверенность.
Начинающий тренер неуверен и тревожен до тренинга и во время его. Он может скрывать свою тревогу излишней бравадой, агрессией, директивностью. Но группа, как правило, мудрее и проницательнее.

То, что тренер несет внутри себя, будет через некоторое время прочитано группой и отдано ему обратной связью.



Содержание раздела