Вы, возможно, сами себе задаете такие же вопросы, как и мои студенты на тренинге, что ответить, если вам говорят: "Вы немного молоды (или немного стары) для этой работы", или "Кажется, у вас нет достаточного (или слишком много) опыта, необходимого для этой должности", или "Кажется, вы часто меняете место работы (надолго застреваете на одном месте)", или на любое из подобных замечаний, имеющих целью побудить вас рассказать о себе. В следующем диалоге я учу Ди, молодую служащую, как отвечать на подобные вопросы уверенно и отстаивать себя.
Ди рассказывала, что на последнем собеседовании, перед тем как она пошла на тренинг, на вопрос, умеет ли она печатать, она ответила: "Я печатаю не больше сорока слов в минуту и делаю опечатки". Затем она попыталась объяснить отсутствие нужного навыка: "Я никогда не была способна к печатанию. Я дважды бросала курсы и только с третьего раза мне наконец удалось их закончить".
Работа, на которую она претендовала и проходила собеседование, не требовала обязательного умения печатать. Мы с Ди обсудили проблему прохождения собеседования в следующем диалоге.
Я: Я полагаю, вас спросили, умеете ли вы печатать, чтобы узнать, сможете ли вы напечатать нужную бумагу, если машинистки или секретарши будут заняты.
Д и: Я не подумала об этом.
Я: Вы смогли бы напечатать срочную бумагу?
Д и: Конечно.
Я: Тогда почему вы просто не сказали "да", а начали нести весь этот вздор о том, какая вы плохая машинистка.
Д и: Я и сама не знаю. Мне казалось, я не могу обещать того, что не в состоянии сделать.
Я: Вы спрашивали, требуется ли для этой работы владение машинописью?
Д и: Нет. В объявлении ничего не говорилось об умении печатать.
Я: А вам не захотелось поинтересоваться, почему он заговорил о машинописи, в то время как в объявлении ничего об этом не говорилось?
Д и: Когда он начал об этом говорить, у меня все мысли из головы вылетели.
Я: ...и вы начали нести вздор.
Д и: ...и я начала нести вздор.
Я: Давайте попробуем сейчас. Я буду задавать вам вопросы, как на собеседовании, а Кэти поможет вам отвечать на них, если потребуется.
Д и: Хорошо. А собеседование на какую работу?
Я: Это вам решать. Дворник, нейрохирург, страховой агент. Ваша специальность не имеет значения для всех одно и то же.
Д и: Я хотела бы попробовать с того момента, с которого у меня в последний раз были проблемы.
Я: А как насчет всего остального, о чем он мог бы вас спросить?
Д и: Да, и об остальном тоже.
Я (начинается разыгрывание ролей): Вы умеете печатать?
Д и: Да.
Что мне теперь делать?
Кэти: Ничего. Просто сидите и смотрите ему в глаза.
Я: Но вы должны были знать, что работа в офисе предполагает умение печатать.
Ди (предотвращая попытку манипуляции): Я могу понять, почему вы это говорите, но так дела не делаются.
Я: Мне очень жаль, что мы создали вам неудобства
Д и: Да, конечно, но все-таки мне от этого не легче.
Я: Что я могу сделать? Я прошу прощения за причиненные неудобства.
Д и: Вы бы могли быть более аккуратными при составлении объявлений в будущем, чтобы мне снова не пришлось терять время.
Я (прекращая играть): Что я могу сказать, Ди? Вы меня приперли к стене.
Кэти: Как ты себя чувствуешь после того, что сейчас сделала?
Д и: Хорошо. То, что я потеряла работу, не имеет значения, главное, я себя хорошо чувствую.
Кэти: Может быть, потому, что сказала тому человеку то, что думаешь о его обмане? Подумай об этом.
Когда я во время тренинга готовил людей к собеседованию при приеме на работу, я обращал особое внимание на три момента. Первое: я учил их слушать то, что им говорят или о чем их спрашивают, а не то, что, по их мнению, имеется в виду. Второе: я учил их не отрицать недостатки, на которые им укажут.
Третье: я учил их говорить, что, по их мнению, они все равно смогут очень хорошо работать для компании.
Без всякой скромности я использую свой собственный опыт в прохождении собеседований как образец, по которому они могут строить свое поведение. Например, я говорю моим студентам и пациентам: "Когда я проходил собеседование на нынешнюю мою работу, меня спросили: „Вы можете научить методам оперативного вмешательства?" Я тут же ответил: „Да". Меня взяли на это место. И не важно, что я всю следующую неделю это обдумывал, а потом организовал для всего штата обучение этим методам в Психиатрической клинике Лос-Анджелеса.
Меня спросили только, могу ли я научить этому, и правда состояла в том, что могу. Я слушал только то, о чем меня спрашивали, а не что, как мне казалось, подразумевалось в вопросе. Если бы меня спросили: „Как много опыта у вас в использовании методов оперативного вмешательства?" Я бы ответил: „Очень мало, если не считать общей клинической практики, но меня очень интересует эта проблема, и я надеюсь у вас приобрести основательные знания в этой области". Если бы затем мне сказали: „Мы бы хотели взять человека, который мог бы научить этим методам весь остальной штат сотрудников", я бы ответил: „Нет проблем. Я уже десять лет преподаю психологию, но, если я сам не смог бы этому научить, я бы договорился с экспертом в этой области, чтобы он провел такие занятия для штата".
Я дал ясно понять, что смогу разрешить проблемы, которые потребуется решать на этом месте (и неважно, как называется должность, служащий, менеджер, продавец, ремонтник, водитель, дворник или психолог)".
В следующем диалоге вы увидите, как можно вести себя в ситуации, в которой вы, вероятно, не раз оказывались: как не подать вида потенциальному хозяину, что у вас есть еще одно предложение, и вы сейчас выбираете, где будет лучше.