Совершенно не обязательно, чтобы эти братья походили внешне на нас. А вдруг у них не две руки, а четыре! И три глаза, выдвигающиеся из орбит, как подзорные трубы!
И одна универсальная рука, способная улавливать даже телепатические воздействия!.. Придумайте каждый своего брата или сестру по разуму и попробуйте:
пообедать в кругу семьи,
сыграть в любимую кассиопейскую игру,
поссориться с приятелем,
спеть модную кассиопейскую песню перед ареопагом супергалактического жюри.
ЖИВОТНЫЕ Вы уже побывали людьми со звериным характером, а теперь и на самом деле превратитесь в какое-нибудь животное: в зверя, птицу, рыбу, насекомое. Вот вам на выбор медведь, кенгуру, белка, лисица, тюлень, слон, мартышка, верблюд, жеребенок, черепаха, крокодил, змея, дятел, цапля, курица, гусь, страус, павлин, галка, акула, золотая рыбка, стрекоза, таракан, божья коровка, паук, муха... Мало? Превратитесь в любую бактерию, инфузорию, в вирус, во что угодно, лишь бы превратиться! Действуйте, задавая себе вопросы и отвечая на них: "Что бы я делал, если бы у меня были крылья? Если бы я был покрыт блестящими красивыми перышками? Если бы мой рот был длинным клювом?" и т. д. Действуя, вы незаметно придете к правильному самочувствию вашего животного. Помогайте себе мысленной речью. Размышляя вслух или про себя, ищите существенные стороны характера вашего животного. Я дятел. Вот я, цепко держась когтями за дерево, долблю кору. Там, под ней, вкусные жучки. Трудно долбить, даже клюв заныл. Трудно, но я привык. Я труженик! Я верблюд. Вокруг меня суетится мелюзга, какие-то малорослые кошки и собачки, а я большой, красивый, сильный, выносливый, удивительно спокойный. Ничему не удивляюсь и не терплю суматохи! Я черепаха. Никому не доверяю. Чуть что голову и лапы в панцирь, и достань-ка меня! Множество непонятных опасностей вокруг! Я цапля. Какие у меня стройные и красивые ножки! Никто не умеет так стоять на одной ноге, как я! Конечно, превращаясь в животное, куклу, игрушку, растение, ученик наделяет их многими чертами своего характера. Он не уподобляется другому существу или вещи, а как бы находит в себе сходные качества, выделяет их. Отыскивая логику и последовательность своих действий в вымышленных обстоятельствах жизни, он ориентирует свое тело и свою мысль в непривычных для себя условиях и приспосабливается, пристраивается к этим условиям. Если же он не ставит перед собой этих задач и ограничивается только имитацией внешнего поведения животного упражнения теряют учебную ценность. ПТИЦЕФЕРМА Продолжая тренинг ориентировки тела и мысли ученика в необычных обстоятельствах, педагог дает темы массовых этюдов. Ах, какая отличная птицеферма! Уточняю: современная, механизированная, кондиционированная птицеферма. Все вы утки. Гуляйте на солнышке. Сейчас откроются шторки механических кормушек (вот они!), и вы сможете вкусно поесть. Потом отправляйтесь на прогулку, на пруд (он в углу комнаты!), отдохните, поплавайте, посплетничайте о легкомысленных утках соседней птицефермы. СТАДО Все вы стадо. Сами решите, кто есть кто. Тут и лошади, и коровы, и овцы, и даже кролики затесались почему-то. Все давно знакомы друг с другом, возникли разнообразные отношения. Вы пасетесь на хорошем пастбище, вас охраняют две симпатичные сторожевые собаки. Скоро пойдете по домам. Кушайте на здоровье! СВОЯ КОМПАНИЯ Вечер. Где-то вдалеке мелодично орут, наверно, у Дома культуры собралась двуногая молодежь и поет под гитару свои современные песни. А мы, четвероногие: один баран, два поросенка, три свиньи, четыре овцы, один петух, две курицы, четыре цыпленка, собака Тобик, кошка Мурка, жуем во дворе персональный витаминизированный комбикорм. И вдруг на наш родной двор является чужая свинья! ЗООСАД Распределимся. Пятеро из нас животные: тигр, лев, обезьяна, медведица, медвежонок. Пятеро зоологи, изучающие экологические проблемы существования животных в неволе. Трое представители ревизионной комиссии экологического института, которым надлежит выяснить и запротоколировать, в каких именно условиях содержатся животные. Остальные зрители. Все ли животные довольны, что на них глазеют? Пожалейте их, пожалуйста! ПАССАЖ Устроим на нашей творческой площадке отделение женского универмага "Пассаж". Продаем сверхмодные тюрбирленовые блузки! Распределимся: продавцы, покупатели... А вы остались не у дел? Будете манекенами! ЭРМИТАЖ Мы в Эрмитаже. Две с половиной тысячи экспонатов. Куда отправимся? В отдел скульптур. Разделимся пополам: одни скульптуры, другие посетители. Нужен и экскурсовод. Статуи, известные вам по посещениям Эрмитажа, стоят, как истуканы, на своих местах. А что они могут рассказать о своей замечательной судьбе?.. А что вы, уважаемые экскурсоводы, можете дополнить? Позвольте, что делают сыновья Лаокоона? Смотрите, они все-таки справились с этими змеями! ЗАЛ ЖИВОПИСИ Вот картина Жана Шардена "Прачки". Куда смотрит эта женщина? Чего-то боится или кого-то жалеет?.. А парнишку ничто не волнует, ему важно выдуть мыльный пузырь! А если бы вдруг в картине странно изменилось все? Женщина бы расхохоталась и усердно принялась полоскать белье, а парнишка вдруг заревел, потому что мыло попало в глаз! Товарищ экскурсовод, разъясните эту фантасмагорию! АРТИСТЫ ЦИРКА Недавно вы были в цирке. Вспомните какой-нибудь цирковой номер, особенно поразивший вас. Сальто на канате под куполом! На головокружительной высоте, под самыми юпитерами, протянут канат. Артист идет по нему, слегка балансируя руками. Он спокоен и уверен в себе. Он даже улыбается, как будто под его ногами не бездна, а асфальт бульвара. Оркестр играет марш, и вдруг смолкают все инструменты, только барабан бьет напряженную дробь. Артист сгибается, подпрыгивает, переворачивается в воздухе и каким-то чудом оказывается на ногах, снова легко идет по канату... Сделайте этот номер сейчас, здесь, в этой комнате. Вот на полу протянут воображаемый канат, а под ним бездна. С чего вы начнете? Попытаетесь увидеть бездну? Будете заставлять себя верить в то, что вы стоите на канате, что играет оркестр, что зрители смотрят на вас, задрав головы? Нет, начинайте с другого действуйте так, как если бы вы шли сейчас не по полу, а по канату. Если бы эта линия на полу была канатом, протянутым на большой высоте, как бы вы шли по нему? Идите!.. Понимаете, как важно, сделав шаг, поставить ногу точно на линию? Иначе упадете! Чтобы нога попала точно на линию, следите за равновесием тела. Мускульный контролер настороже! Глаза неотрывно устремлены на линию каната. При каждом шаге балансируют руки, помогая телу удержать центр тяжести... Трудно, опасно идти? А если бы на вас при этом смотрели тысячи зрителей они вон там, внизу, под вашими ногами, разве вы показали бы им свою неуверенность? Вы улыбаетесь. Вы делаете это трудное дело так, как если бы вам было легко, спокойно, весело. Теперь надо крутить сальто. Поищите, как сделать, чтобы мы поверили в то, что вы действительно перевернулись в воздухе... Правильно вы пригибаетесь, ориентируетесь, смотрите, куда пойдут ноги после прыжка, переливаете мышечную энергию в ноги, вниз, к ступням. Рывок вверх! Кругообразное движение головой как если бы вы перевернулись в воздухе, и, следя за центром тяжести своего тела, вы быстро переливаете мышечную энергию снова вниз, в ступни, потому что в момент вашего рывка вы кинули мышечную энергию по телу вверх. Быстрая проверка точно ли ноги стоят на линии каната? Вы выпрямляетесь. Сальто сделано! ЦИРКОВЫЕ НОМЕРА Вы можете сделать любой цирковой номер. Для вас нет ничего недоступного! Вспомните, например, такой удивительный номер балансеры на першах. Один артист держит на лбу перш, огромную алюминиевую штангу. Его партнер взбирается по штанге на самую верхушку и делает там гимнастические упражнения, а в это время "нижний", держащий на лбу штангу, сгибается, садится, ложится, поворачивается и вновь выпрямляется. Какая должна быть взаимосвязь и взаимозависимость партнеров в таком номере! Ведь не заберетесь же вы, в самом деле, на голову партнеру! Вы стоите на полу перед ним, но так стоите, как если бы были на вершине перша и как если бы ваш партнер держал этот перш на лбу. Малейшая ваша неточность, потеря равновесия, и партнер не удержит перш! Работайте! А дрессированных лошадей вы можете показать? Конечно! И для этого не нужно становиться на четвереньки пусть ваши лошади бегают на двух ногах, как если бы они умели это делать! Задание каждому: придумать дома несколько цирковых номеров, отработать их и показать нам. ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Работа над отдельными цирковыми номерами может завершиться массовым упражнением цирковым представлением, с оркестром на воображаемых инструментах, с аттракционами первого класса и, конечно, с публикой какое же представление в цирке без аплодисментов? Непременно нужны и униформисты, подготавливающие манеж к каждому номеру. Представление начинается. Гремит оркестр. Шпрехшталмейстер объявляет номера: Братья Курочкины! Икарийские игры! Сестры Занзибарийские! Высший класс верховой езды! Конно-балетное ревю! Дрессированные собачки! Перепиливание ящика с живой артисткой Эммой Вавилонской!.. Акробаты на батуте!..Жонглер на мотоцикле!.. Акробаты с подкидной доской!.. Эксцентрик на проволоке!.. Воздушные гимнасты!.. Балансеры на шарах!.. Полет на стреле!.. Эквилибрист на катушках!.. Группа гималайских медведей!.. Оригинальный жанр!.. Силовые акробаты!.. Музыкальные эксцентрики!.. Роликобежцы!.. Воздушные гимнасты!.. Прыгуны!.. Мартышки-футболисты!.. В бассейне морские львы и купальщицы!.. ОТВИНЧЕННАЯ ГОЛОВА В пьесе-сказке Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" веселый и добрый волшебник совершает чудеса удивительно просто: "Шел, понимаешь, по лесу, вижу: молодой медведь, подросток еще. Голова лобастая, глаза умные. Разговорились мы, слово за слово, понравился он мне. Сорвал я ореховую веточку, сделал из нее волшебную палочку раз, два, три..." И что же он сделал? Самую малость превратил медведя в человека! Давайте совершать обыкновенные чудеса! Ну, скажем, подшутите над товарищем: пока он спит, отвинтите у него голову и спрячьте ее в комнате. Пусть поищет, когда проснется! Два ученика выходят на площадку. Один ложится на скамейку и засыпает. Другой начинает "отвинчивать" у него голову. Осторожнее крутите, а то он проснется. Что, туго поддается, заржавела резьба? Следите, покойно ли дыхание, не дрожат ли его веки. Наконец голова отвинчена, и ученик несет воображаемую голову в угол комнаты, прячет ее. Потом будит товарища: "Вставай, пора на занятия!" Что же происходит, когда вы просыпаетесь? Видите что-нибудь? Ничего! Правда, и голова проснулась вместе с вами, но она лежит в такой темноте, что ей ничего не видно. Ощупывайте руками плечи, шею... а головы-то и нет! Конечно, это шутки вашего приятеля. Вечно он шутит... Но он убежал. Придется вслепую разыскивать голову по всей комнате. Ищите! Приятель неслышно крадется в угол, берет голову и подсовывает ее хозяину. Она или нет? Проверьте, может быть, чужая? Ощупайте воображаемую голову. Узнаёте свой нос, свою шевелюру? Все в порядке, привинчивайте ее на место! Отрабатывая с учениками упражнения на чудеса, нужно и в них стремиться отыскать логику и последовательность чудесных действий. ОБЫКНОВЕННЫЕ ЧУДЕСА Когда фантазия учеников разбужена упражнения на чудеса сыплются сами, как из волшебного ведра. Пусть каждый из учеников сделает не менее десятка чудес, чтобы утвердиться в ощущении своего могущества. Все чудеса должны быть придуманы самими учениками, отработаны самостоятельно и лишь затем продемонстрированы на общем занятии. Разделим все чудеса на два основных раздела:
Чудо, которое неожиданно произошло со мной, самым обыкновенным человеком. К примеру:
проснулся, а глаза на затылке; приходится учиться ходить и жить по-новому;
пью чай и вдруг превращаюсь в маленькую птичку; домашние меня гонят прочь, кошка хочет съесть;
иду на свидание, и вдруг у меня вырастают огромный нос и уши с кисточками;
иду на занятия, а на меня набрасываются невидимки, бьют, пинают, издеваются, а я никого не вижу;
вдруг вырастает хвост, как у коровы.
Чудо, которое я, волшебник, совершаю. Например:
меняюсь с товарищем руками, ногами (отвинчивая их), краду его красивый нос, а ему подсовываю свой, курносый;
вколачиваю себе молоточком новые великолепные зубы, один за другим;
хожу и навожу на всех трепет своими руками у меня вместо рук две змеи;
прикосновением большого пальца превращаю всех во что угодно;
накачиваю себя насосом и становлюсь огромным и могучим; сам превращаюсь, в кого захочу.
Работу над чудесами можно завершить таким же массовым упражнением, как и после цирковых номеров. Может состояться даже концерт в "Доме отдыха обыкновенных волшебников".