Это упражнение. Человек сидит или стоит. Ждет. Внешнее действие минимально. Внутреннее обширнейшее.
На чем же оно основано?
На видениях внутреннего зрения, на мысленной речи. В том и заключается это действие "ждать", что человек думает о жене, опаздывающей домой, и рисует в своем воображении различные картины, объясняющие ее опоздание.
Значит, делая упражнения на простейшие действия, добиваясь в них физического ощущения правды, нужно строить непрерывную цепочку внутренних видений и мыслей (они, разумеется, взаимосвязаны), соответствующих предлагаемых обстоятельствам.
Просмотрите с этой точки зрения предыдущие задания. Физическое чувство правды возникло у вас лишь тогда, когда мысль ваша была полностью во власти существа действия, хотя, может быть, вы и не осознавали этого, а просто верили тому, что делаете.
Разберем, к примеру, задание "подойти к двери и отворить ее".
Среди нескольких целей, найденных вами, было и такое оправдание: "Сейчас она выйдет ко мне. Сегодня я наконец скажу ей, что люблю". Собираясь подойти к двери, внутренним зрением вы видели милое лицо, видели коридор и лестницу, по которой она поднимается. Снова лицо смеющееся, лукавое и вдруг смущенное.
Это она услышала то, что вы ей наконец осмелились сказать. В этот момент вы повторяли про себя: "Люблю тебя, люблю..." Шаги! Ее шаги!
Ее каблучки стучат по коридору... Может быть, притвориться, что не слышал шагов? Но в воображении ее лицо. Ноги сами идут к двери. "Если не сегодня, то все пропало!" сумбуром промелькнуло в мыслях.
Отворяю дверь, улыбаясь, ожидая встретить ответную улыбку, и вдруг вспомнилось мы с ней на Неве в прошлое воскресенье, ее рука крутит пуговицу моего пиджака... Я открываю дверь.
Но ее нет. Шаги были не ее. "Леночка!" вспомнилось, что у соседской дочки туфли на таких же каблучках...
Так или примерно так было выполнено упражнение. Рассказано о нем много, а длилось оно меньше, чем полминуты. И в полминуты вместилось столько внутренних видений и мыслей.
Потому и родилось чувство правды, когда вы стояли, разочарованный, у открытой двери.
Стойте у двери и ждите.
Найдите несколько оправданий этого действия в различных предлагаемых обстоятельствах времени и места. Постройте логическую и последовательную цепочку внутренних видений от начала и до конца действия.
Есть у Станиславского большой перечень глаголов, определяющих цели действия: разжалобить, испугать, возмутить, заинтересовать, успокоить и т. д.. Однако нельзя ограничиваться только поисками глагола, соответствующего действию. Вряд ли самая скромная цель действия исчерпывается одним глаголом.
Смотрю в окно, чтобы успокоить подходящую к дому сестру: я уже приехал, жив, здоров, весел, жду ее с новостями... Что я делаю физически? А вот что:
Я все это делаю физически, на самом деле, полностью, до конца. В ходе действия мне требуются все новые и новые конкретные обстоятельства жизни. Я их нахожу, вспоминаю, придумываю.
И каждый раз помню действие должно быть доведено до полной правды и веры, до ощущения физического чувства правды.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ И МЕСТА
Сложность приведенных выше простейших заданий Станиславского стоять, ходить, сидеть в их кажущейся несложности!
Право, каждое задание представляется таким простым, что невольно подумаешь стоит ли выполнять его, время тратить?
Встать, чтобы обратить на себя внимание.
Ну и что? Какие тут сложности? Зачем это тренировать? Пожалуйста, встал.
Обращаю на себя внимание...
Беспощадный контролер чувства правды сразу же отметит фальшь в этом лихом бездумном вставании. Нет, оказывается, не так все просто, если воспитывается художническая нетерпимость к случайному, приблизительному, к "кое-как".
Нам нужно встать, нужно обратить на себя внимание. Вот мы и встаем. И находим способы привлечь взгляд нужного нам человека.
Это в реальной жизни. А в сценической? Что делать, чтобы появилось это нужно встать? Действовать по логике жизни, то есть знать и чувствовать
Наивно было бы надеяться, что достаточно ответить себе на эти три вопроса и процесс органики обеспечен. Нет, требовательное чувство правды актера заставит много раз пробовать вставать снова и снова, пока придирчивый внутренний контролер не отметит: "Верю!"
Тренируясь, необходимо все шире окружать действие вымыслами воображения. Любое изменение предлагаемых обстоятельств изменит (неуловимо и отчетливо) характер действия.
Станиславский дает длинные перечни предлагаемых обстоятельств времени и места:
Дальше перечисляются многие возможные места действия в воздухе (на аэроплане), на земле (в доме, в лесу, в поле и т. д.).
Действуйте, подключая предлагаемые обстоятельства времени и места. Например ходить по своей комнате, чтоб скоротать время, если б дело происходило осенним дождливым вечером.
В процессе действования эти обстоятельства уточняются и конкретизируются:
Ждете товарища? Кого? Когда он должен прийти?
Который теперь час? Обещал принести интересную книгу и не сказал какую, заинтриговал? Придумывайте, какая это книга?..
Давно за окошком дождь? Какой? Не задержится ли из-за дождя ваш товарищ?..
Оттренировав действие, усложняйте обстоятельства:
Ходите, чтоб скоротать время:
Доведите каждое действие до ощущения "Верю".
Не прекращая ходьбы, переключайте себя из одних обстоятельств в другие.
ВСТАТЬ И СЕСТЬ
Не стоит спешить, превращая каждое упражнение в этюд с замысловатым сюжетом. Физическое чувство правды вернее развивается и легче контролируется на простых заданиях при минимуме действий, составляющих жизненный эпизод.
В дальнейшей работе над упражнениями каждое из них, может быть, вырастет в игровой этюд, а пока ограничимся самым несложным действием:
Встаньте с места и снова сядьте так, как если бы дело происходило весной, на рассвете, на берегу реки.
Что вы делаете здесь? Смотрите, не идет ли паром с той стороны реки?
Самое опасное приблизительность, действие "вообще", обозначение, показ вместо подлинного (то есть обоснованного и целесообразного) действия. Надо следить за строжайшим соблюдением логики и последовательности всех составных частей действия.
Хорошо виден тот берег? Нет, на воде лежит туман, солнце еще не взошло. И небо в тучах? Виден ли паром? Нет?
А что бы вы делали, если б ждали, когда он двинется с того берега? Вглядывались бы особенно пристально. Еще?
Ловили бы внимательным ухом звуки с той стороны. Еще? Следили бы за тросом, прикрепленным к вашему берегу.
Вот трос как будто дрогнул. Тогда, чтобы лучше разглядеть, что происходит в тумане, вы привстаете, ловите за туманом предполагаемые очертания парома... Нет, ничего не видно...
Почему вы оказались здесь в такую рань? Что это за река? Куда вы направляетесь?..
ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ
Задание:
"Менять отношение к предмету по заданию ведущего урок, например: моя книга, книга Ермоловой и т. д."
На столе лежит настоящая книга томик Пушкина в старом издании.
Возьмите книгу, как если бы она была ваша. Для чего вы ее взяли? Вспомнить стихотворение?
Какое, зачем? Возьмите книгу еще раз, нужно, чтоб мы все поверили, что она вам нужна.
Верим?
А если бы эта книга была из библиотеки великой Ермоловой? На одной из страниц есть ее собственноручные пометки, найдите их.
Что меняется в вашем действии? Вы так же берете книгу, раскрываете ее, перелистываете? Что это значит изменилось ваше отношение к книге?
Как изменилось, в чем?
Конечно, нельзя фиксировать только внешние примеры изменения вашего отношения к книге. Важно самое начало действия, ваши первые мысли, заставившие вас взять книгу, эти мысли, эта вера и заставляют вас действовать так, а не иначе.