Душ


Исследуйте их прическу, форму головы, покрой одежды, то открывая, то закрывая глаза. Чем легче будете прикасаться палочкой, тем вернее запомните все. Даю не больше трех минут на изучение одного человека!
Все познакомились? Отвернитесь. Узнайте палочкой, кто подошел к вам.

Нет, не предвкушайте желанную встречу, а в самом деле поймите, кто подошел, даже нежеланный.
Еще по три минуты на человека!
Угадывайте!.. Какие возникают видения, когда вы прикасаетесь палочкой?
ДУШ
Не только пальцы помогают мозгу вспомнить былые ощущения. Вся поверхность кожи человеческого тела полна приборами крошечными, улавливающими разнообразные воздействия на нее давление, температуру и многое другое. Соединенные нервной проводкой с мозгом, эти приборы участвуют во всех наших воспоминаниях.
Встаньте. Представьте себе, что вы стоите под душем. Сейчас я его включу, польется теплая вода. Приготовьтесь.

Включаю. Вода льется. Вспоминайте всей кожей, что это такое теплый душ. Надо видеть на внутреннем экране, как брызжут теплые струйки, как мягко бьют они по волосам.

Надо слышать, как они журчат, стекая по телу. Подставляйте теплому потоку лицо, плечи, грудь, спину. Наберите воды в ладони.

Помогите кожной памяти мысленной речью.
Добавим горячей воды. Что делает тело? Легко ли ему стоять неподвижно? Нет, оно двигается, не позволяет струйкам бить по одним и тем же местам.

Тело стремится как бы расшириться, увеличиться так, чтобы горячие струйки били по большей поверхности и не было бы так нестерпимо жарко.
Где кран холодной воды? Покрутите его сами, разбавьте этот кипяток, а то уже трудно стоять. Подбавляйте постепенно холодную воду, а кран горячей воды (где он?) приверните...

Вода стала холодной. Что делает тело? Оно как бы сжимается, съеживается, сокращает поверхность кожи, делает ее плотнее, непроницаемее, недоступней холоду.

А если не двигаться тело само начнет дрожать, чтобы выделить энергию и хоть немного согреться.
Всё вспомнили? Физическое поведение тела помогает укрепить воспоминания? Регулируйте воду сами, помогайте себе мысленной речью и вспоминайте кожей все ощущения температуры и прикосновений.
Доведите упражнение до полной правды и веры!
ЗИМА ЛЕТО
Представьте себе, что сейчас жаркое лето. Вы сидите на морском берегу в Сочи. Не бывали?

Неважно. Ваша фантазия не раз путешествовала в подобных местах. Окружайте себя поочередно всеми предлагаемыми обстоятельствами перед вами море (вспомните!), жаркое солнце, легкий ветерок с моря (вспомните его дыхание), ряды кипарисов, шум волн (вспомните звуки прибоя!). Как ведет себя тело в такой жаре?

А как вы одеты? Да, безрукавка, шорты, сандалеты... Солнце печет.

Взгляните на свои руки вы не сожгли их?
Переезжаем вместе со скамейкой в другое место. Берег Волги у Жигулей. Теплый летний вечер. От близкого леса веет прохладой.

Внизу, далеко у поворота, маленький белый пароходик, словно игрушечный. Поживите минуты три в этом месте, пусть поработают и внутренние видения, и слуховая память, и память тела.
Поехали дальше. Осенний день. Набережная Невы у Адмиралтейства. Напротив университет.

Серые тучи, свинцовые невские волны. Пожелтевшие жесткие листья падают на вас, на скамейку, на гранитный парапет набережной. Моросит "фирменный" почти невидимый дождичек... Как вы одеты?

Что вспоминает тело?
Берег Лены. Сибирь. Январское утро в Якутске холоднее не придумаешь!.. Как вы одеты?

Что вы тут делаете? Что вокруг? Как себя чувствует тело?
Проведите теперь это путешествие из Сочи в Якутск и обратно самостоятельно, без подсказок. По моему стуку переезжайте в другой город.
Вернулись в Сочи? Поедем обратно. Теперь переключаться надо еще быстрее. Слушайте.

Каждый мой стук новое переключение.
СЛУШАТЬ-СМОТРЕТЬ-ВСПОМИНАТЬ-ОСЯЗАТЬ
Это и групповое, и индивидуальное упражнение на переключение внимания и памяти. Оно хорошо настраивает инструмент актера, и потому полезно проводить его в начале занятия как разминку.
По зрительному сигналу, по звуковой команде ведущего или по собственной внутренней команде ученик попеременно переключается с одного действия на другое:




  1. Сначала он слушает реальные звуки, доносящиеся из соседнего помещения или с улицы и на основе этих звуков рисует в своем воображении картину происходящего. Слушает не более, чем 30 секунд.

  2. Потом смотрит на знакомые предметы, стараясь увидеть в них что-то новое, до сих пор не замеченное им. Тоже не более 30 секунд.

  3. Вспоминает какой-нибудь недавний жизненный эпизод (с речью вслух или про себя) около минуты.

  4. Осязает подушечками пальцев ткань своей рубашки, например, и еще что-нибудь другое, сравнивая эти ощущения, несколько секунд.

  5. Снова слушает, то есть продолжает первое действие и т. д.

  6. Когда вы переключаетесь с одного действия на другое, сначала вспомните, на какой картине, на какой мысли застало вас прошлое переключение с этого действия. Вы слушали звуки разговора в коридоре и представляли себе людей. На какой-то вашей мысли прозвучала команда на переключение. Теперь, когда вы снова слушаете, вспомните, что это была за мысль. Продолжайте ее.
    Вы снова сравниваете ткань рубашки с кожей своей ладони. А на какой мысли вы остановились в прошлый раз?
    С каждым днем надо сокращать время на переключение от одного вида восприятий к другому. Можно сказать, что это упражнение как бы формирует кнопки. Нажал одну и мгновенно увидел (то есть стал активно действовать, а не безучастно смотреть). Нажал другую и мгновенно погрузился в активное воспоминание, отключившись от всего, что окружает. Нажал третью и воспоминания как не бывало, а я осязаю, тщательно исследую предмет, лежащий возле меня. Активность каждого действия обязательное условие в этом упражнении. Можно слушать, смотреть, вспоминать и осязать сопровождая это речью (вслух или про себя).
    ВОЛШЕБНЫЙ ТАЗИК
    Присоединим к известным нам видам памяти восприятий еще два: память обонятельных и память вкусовых восприятий. Ученики в полукруге.
    А что, если бы на полу перед вами стоял тазик? Он волшебный, потому что по нашему желанию сам наполняется чем угодно. Теперь в каждом тазике перед вами мед. Вспоминаете? Золотистый, прозрачный... Слегка качните тазик, убедитесь, какой густой мед. А запах его, запах цветущих липовых деревьев, вспоминаете? Окуните палец, подденьте немного меду видите, как он стекает по пальцу, тяжелой струйкой льется в тазик? Попробуйте его на вкус.
    Не торопясь, помогая воспоминанию словами и мысленной речью, добиваемся четкой памяти всех ощущений.
    А теперь в тазике бензин!
    Что еще может быть в тазике? Можно чередовать самые разнообразные и неожиданные вещи:
    • сметана, а потом одеколон;
    • нефть, а потом варенье;
    • какао, а потом клей;
    • йод, а потом молоко;
    • кетовая икра, а потом лягушки.


    Почему тазики полны лягушек? Для чего вам приходится их перебирать? Сортируете?

    Для чего? Ах, для биологического опыта? Отбираете самых больших?
    ВОЛШЕБНЫЙ ТАЗИК ПАРТНЕРА
    Продолжаем заниматься волшебным тазиком:
    Наполните свой тазик чем хотите, но не говорите соседям, что в нем. Рассчитайтесь на первый-второй. Задание каждой паре догадаться, что в тазике партнера.
    Приглядитесь по пальцам, которые партнер погружает в тазик, по тому, как он смотрит, нюхает, пробует на вкус, что у него в тазике?
    Не надо стараться, чтобы партнер поскорее угадал. Не наигрывайте, не преувеличивайте своих реакций. Действуйте так, как если бы перед вами и на самом деле стоял тазик с тем, чем вы его наполнили.

    Действуя, вы должны знать для чего вы это делаете, для какой вымышленной цели?
    СТАКАН ЧАЯ
    Возьмите воображаемый стакан с горячим чаем. Какие виды вашей памяти, какие воспоминания, какие действия могут помочь вам поверить, что вы действительно держите в руке стакан чая?
    Вот какие:


    1. 1) зрительные воспоминания внешний вид стакана, цвет чая, пар над колеблющейся поверхностью жидкости;

    2. 2) осязательные воспоминания ребристое стекло, его гладкие грани;

    3. 3) температурные воспоминания жар горячего стекла;

    4. 4) мышечно-двигательные воспоминания вес стакана, усилия руки и пальцев, удерживающих стакан, чтобы не уронить, и поддерживающих равновесие стакана, чтобы не расплескать чай;

    5. 5) обонятельные воспоминания запах чая;

    6. 6) вкусовые воспоминания вкус сладкого, горячего чая, если вы отхлебнете из воображаемого стакана.



    7. Из всех этих следовых рефлексов, неразрывно связанных друг с другом, и складывается общее воспоминание. Мы представляем себе стакан чая в руке и из глубин памяти тянутся вместе со зрительным образом и осязательные, и обонятельные, и другие воспоминания. Одно цепляется за другое, все связано в единый клубок. Нам то ясно видится стакан, то рука вспоминает, как она держит его горячие грани, то вспоминается запах чая все является нам само собой, в беспорядочном смешении.
      Потренируем механизмы переключения. Волевым усилием станем "переводить рычажок переключения" с одного аппарата на другой, в том порядке, какой мы сами определим. Нам не удастся добиться "чистых" воспоминаний, мы не в силах разорвать неразрывное и отделить зрительную память, например, от мышечной. Да это и не нужно. Действуя с воображаемым стаканом, мы можем в каждый данный момент выделить доминанту, первый план общего воспоминания, одно из воспоминаний, оставив все остальные как бы на втором плане.


      Содержание раздела