По Вашему сигналу пары начинают искать друг друга. Нашедшие могут снять повязки или открыть глаза и назвать друг другу свои настоящие имена. Отведите на поиски от 5 до 10 минут.
После этого пары встают в круг друг напротив друга.
Замечания
Если по каким-либо причинам вы не можете сильно шуметь в помещении, где проходит тренинг, предложите игрокам не кричать, а говорить шепотом, что не менее интересно. Но особенно хорошо проводить это упражнение в зале или на улице.
"А можно еще быстрее?"
15 минут
Цель данного упражнения запомнить имена членов группы за наименьшее время.
Участники закрывают глаза и медленно начинают ходить по комнате (попросите их быть внимательными, не наступать друг другу на ноги, не размахивать руками и сильно не сталкиваться). Когда вся группа хорошо перемешается, Вы говорите "Стоп".
Все остаются стоять с закрытыми глазами. Вы сами начинаете игру, прикасаясь к плечу одного из игроков и называя его по имени. Он открывает глаза и, в свою очередь, касается рукой кого-нибудь, называя при этом его имя, и т. д. Проследите, чтобы никто из игроков не остался в стороне и чтобы имена всех членов группы были названы.
Теперь скажите группе, что Вы засекали время, которое ей понадобилось на эту процедуру, и предложите улучшить его.
Для этого Вы можете дать участникам следующий совет: каждый, кого уже называли, садится на корточки, тем самым показывая остальным, что его имя уже названо. Это ускоряет процедуру и позволяет игрокам избежать повторений.
После каждого раунда игры Вы подводите итоги: назовите время, которое понадобилось игрокам в этом раунде, сравните его с предыдущими результатами, объявите о рекордном сроке.
З Варианты ^
После того как один игрок назовет имя другого, пусть он возьмет его за руку. Далее к ним присоединится третий, четвертый и т. д. Преимущества этой модификации в том, что сразу видно, чье имя еще не называли. Игра заканчивается, когда все участники будут держаться за руки.
Мой вклад
30 минут
Если Вам нужно создать в группе спокойную атмосферу, Вы можете воспользоваться этим упражнением. Не секрет, что процесс ритуалов и церемоний помогает людям отстраниться на время от повседневных проблем и создать в своем узком мирке (в данном случае в комнате для занятий) атмосферу спокойствия, доверия и расслабленности.
Материалы
Приготовьте для каждого участника свечу и коробок спичек.
Попросите членов группы встать в круг и обратитесь к ним с такой речью: "Каждый из нас в своей жизни наверняка работал над собой, развивая свои сильные стороны и лучшие качества: сочувствие, мужество, великодушие, любознательность, чувство юмора, решительность и т. д. Теперь каждый из вас по очереди назовет то качество, которое он привнес в эту группу. Не будьте слишком скромными и не зарывайте в землю ваши таланты!"
Каждый участник поочередно выходит в центр круга, зажигает там свою свечу и называет качество, которое он принес в эту группу и на которое его товарищи могут рассчитывать. Скажите, что это качество все будут рассматривать как подарок для всей группы, что оно обязательно поможет всем в дальнейшей работе.
Варианты ^
Помимо свечей, можно использовать и другие средства: пусть каждый принесет из дома какую-нибудь вещь, которую положит на пол в центре круга и расскажет о том, какое значение эта вещь имеет лично для него. Можно предложить находящемуся в центре круга кратко рассказать о каком-либо значимом эпизоде или периоде своей жизни, который оказал влияние на его дальнейшую судьбу. Если Вы проводите этот тренинг не в помещении, пусть каждый член группы найдет какую-нибудь ветку, камень, сделает букет или гербарий, которые могли бы стать его личным символом.
Все это можно сложить в центре круга, и каждый участник объясняет, почему он выбрал именно эту вещь и что именно она символизирует.
Работа в команде
10 минут
Это упражнение одновременно является ритуалом, игрой и экспери-ментом. Здесь должны быть задействованы все основополагающие качества для успешной работы в команде. Помимо коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия от участников потребуется творческая энергия и интуиция.
Материалы
Вам потребуется несколько воздушных шариков, которые надо предварительно надуть, а также достаточно большое помещение, чтобы участники могли свободно двигаться.
Попросите участников разбиться на группы по три или четыре человека.
Тройки равномерно распределяются по помещению, так чтобы не мешать друг другу двигаться, и берутся за руки. Каждая команда получает воздушный шар.
Теперь их задача состоит в том, чтобы удерживать шар в воздухе, не помогая себе при этом руками (можно задействовать лишь плечи или локти). Дайте командам немного потренироваться. Пусть во время тренировки они попытаются удерживать шар в воздухе при помощи разных частей тела.
После тренировки начинается сама игра: Вы называете ту часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар. Через 15-20 секунд вы называете другую часть тела (голову, колени, локти, нос, левое плечо, правая нога и т. д.).
После этого этапа можно усложнить задачу, комбинируя команды, например: "Голова и локоть". Это значит, что игроки должны сначала удерживать шар головой, затем локтем (при этом не важно, кто из игроков подбрасывает шар, меняя положение тела, важно, чтобы была соблюдена последовательность).
6. Вы можете называть и более изощренные комбинации (например, состоящие из трех и более позиций, причем в последовательности, которая будет наиболее неудобна для игроков). Напоминайте игрокам, чтобы они удерживали шар в воздухе и в перерывах между Вашими командами. Когда Вы собираетесь закончить игру, дайте такую команду: "А теперь удержите шар, не используя при этом никакие части тела!" Пока игроки сообразят, что это можно сделать, только дуя на шар, у всех он наверняка упадет и игра сама собой завершится.
Скованные одной цепью
20 минут
Задача данного упражнения в том, чтобы группа численностью около пятнадцати человек, встав в шеренгу и прикасаясь друг к другу щиколотками, прошла установленное расстояние. Эта задача сложнее, чем кажется на первый взгляд, но при должном старании и тренировке вполне разрешима. Игроки обычно очень гордятся ее выполнением.
Вы чертите или приклеиваете две параллельные линии на полу на расстоянии шести метров друг от друга (это упражнение можно выполнять и в помещении, и на улице. Во втором случае Вы можете просто положить на землю две веревки, чтобы обозначить линию старта и линию финиша).
Вся группа (около пятнадцати человек) встает в шеренгу плечом к плечу и щиколотка к щиколотке. Задача пройти расстояние в б м, не разрывая контакта у щиколотки ни на миг.
Участники стоят перед непростой коллективной задачей, поэтому Вы должны предоставить им достаточное время на решение этой проблемы. Но если Вы видите, что и через 15 минут у группы ничего не получается, то имеет смысл ввести ограничение по времени. Скажите, что у группы есть еще две попытки, чтобы достичь цели. Это ограничение приведет либо к тому, что группа действительно сконцентрируется и успешно закончит упражнение, либо к тому, что признает свой проигрыш. В любом случае активность группы возрастет.
Если группа очень большая, поделите ее на несколько команд. Тогда та команда, которой удалось справиться с задачей, может поделиться опытом с другими (в случае если для кого-то задача оказалась непосильной, а вы не располагаете достаточным временем, чтобы ждать, когда группа все-таки добьется успеха).
Замечания
Иногда группа додумывается до того, чтобы решить задачу следующим способом: два игрока начинают шагать, синхронизируя свой ход (что двоим, конечно, сделать легче, чем пятнадцати). Когда у них хо
рошо получается, к ним присоединяется третий, и они шагают уже втроем, затем вчетвером и т. д., до тех пор, пока вся команда не научится идти синхронно.
Не рассказывайте об этом методе сразу предоставьте группе возможность самой его разработать. Тем более что стратегий для решения этой задачи довольно много.
В конце все команды вместе подводят итоги и здесь очень часто у участников возникает понимание специфики работы в команде, которое весьма ценно для последующей работы с группой.
Необычные вопросы
30 минут
Иногда бывает нужно заставить группу над чем-то задуматься. В этом случае задавайте вопросы, которые заставят участников группы увидеть в новом свете очевидные и знакомые вещи. Члены группы учатся понимать друг друга и видеть то, что скрывается за повседневным поведением других людей.
Первый вопрос, который Вы можете задать какому-либо члену Вашей группы, таков: "Расскажи нам что-нибудь об истории твоего имени кто тебе его дал, почему и какие оно вызывает у тебя чувства? Расскажи и о твоей фамилии что она означает и что значит лично для тебя и твоих родных: гордитесь ли вы вашей фамилией, накладывает ли ее ношение на тебя какие-либо обязательства? И наконец, если тебе давали какие-то прозвища, как ты их воспринимал? Как нечто унизительное или, наоборот, гордился ими?"
Для многих участников подобные вопросы окажутся необычными, над которыми они никогда не задумывались; другие, наоборот, очень часто над этим размышляли.