Счастливый умеет это делать эффективно, несчастный - нет. Все мы рождаемся принцами и принцессами. И в нас заложена программа, по которой мы должны стать королями и королевами.
И такая возможность есть у каждого, ибо каждый из нас создан в одном экземпляре. Только нужно знать свое место, забираться на свою гору, а не лезть на чужую. Наша задача - помочь каждому человеку, кто ищет нашей помощи, который еще никак не стал королем. Кстати, хочу объяснить, что я понимаю под званием короля. Король, с моей точки зрения, это не должность и не звание. Это умение так хорошо делать свое дело, как никто другой его сделать не сможет. В качестве примера я привожу пример шеф-повара одного из кафе г.Ростова-на-Дону. Он так готовил солянку, что каждый ростовчанин хоть раз в месяц старался туда прийти.
А уж иногородних гостей водил туда точно. Королей мы можем встретить среди парикмахеров, поваров, врачей, юристов и пр.
Но вернемся к нашим баранам. Овладение этим принципом очень полезно. Приведу только одно практическое поведенческое правило, вытекающее из ПРИНЦИПА СПЕРМАТОЗОИДА. Его - можно сформулировать следующим образом:
Хочешь от человека чего-нибудь добиться - запрети ему это исоздай преодолимое препятствие средней трудности. Верно иобратное: Не чини препятствий, и человек туда не пойдет. Когда ястал изучать наиболее эффективные методы и приемы психотерапии, то убедился, что все они основаны на практическом использовании этого принципа. Особенно это ярко видно на приеме парадоксальной интенции В. Франкла. Я убедился в его эффективности при лечении невротических тиков и навязчивостей.
Я предлагаю не бороться стиками и навязчивостями, а усилить их. И многолетние и тягостные симптомы довольно легко исчезают.
ВСЯ БЕДА НЕСЧАСТНОГО И БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО С САМЫХ ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЕГО ЖИЗНИ ЕМУ УКАЗЫВАЮТ ИЛИ ТОЛКАЮТ НА НЕВЕРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТРЕМЯ СПОСОБАМИ:
1.Не создают никаких трудностей или препятствий, и ребенок стоит, точнее, крутится на месте, не зная, куда идти (воспитание в стиле кумира семьи). И человек остается бесплодным.
2.Создают непреодолимые препятствия на пути к цели. (Жестокое воспитание в стиле преследователя или воспитание в стиле повышенной моральной ответственности.) Вся энергия уходит на преодоление препятствий, и нет никакого продвижения вперед. Такой человек не может наслаждаться жизнью, когда все спокойно, но у него нет радости, когда бушует буря.
3.Создают незначительные препятствия на пути к порочным целям, что приводит к выработке неверного направления. Чем сильнее человек, тем быстрее попадет в беду. Всевозможные запреты типа не пить, не курить, не гулять и пр., если окончательно и не сбивают спути, то очень тормозят движение к счастью.
Чего не знают многие родители и воспитатели, так это того, что путь человека определен его способностями. Не мешай ребенку, и он сам найдет для себя правильный путь! Никто из крестьян не пытается из помидора вырастить огурец, а из огурца - помидор.
Воспитание детей нередко только этим и занимается. Как часто мы хотим видеть своих детей знаменитыми артистами, писателями, политиками! Но если этого призвания в них нет, то не исключено, что мы губим знаменитых математиков, финансистов, врачей, бизнесменов.
А вот вам и факт. До 85% (!) тех, кто ко мне обращаются за помощью, по специальности, приобретенной в институте, не работают. Может быть, было бы лучше и для них, и для общества, если бы они сразу стали на свой путь.
А теперь краткая история о том, как был сформулирован этот принцип.
С практической психологией общения я познакомился по работе Д.Карнеги Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. Блестяще написанная книга! Я тут же попробовал использовать ее на практике и стал испытывать большие трудности. Реалии нашего времени и кашей страны не вполне соответствовали тем примерам, которые были приведены. Да и правил было слишком много - более 20.
Иди, знай, где и какое применить и как использовать! Ярешил найти несколько принципов и из них вывести правила. Так родились принцип амортизации и маленькая книжка - Психологическое айкидо, которая увидела свет в 1992 году. Тираж (50 тысяч) быстро разошелся по стране. Стали возникать школы психологического айкидо.
Но вскоре выяснились ограничения этого метода. Было разработано несколько подходов, например целенаправленное моделирование эмоций, отраженное в книге Психологическая диета (1993). Там был использован уже другой принцип, в который амортизация входила как составная часть.
Но и это вскоре перестало удовлетворять нас. Был разработан метод сценарного перепрограммирования, при помощи которого удавалось менять судьбу человека. Техника этого приема описана в книге Я: алгоритм удачи (1994).
Большому количеству людей удалось сбросить с себя лягушачью кожу своего сценария. Потом появилась большая (640 страниц) книга Если хочешь быть счастливым. Там поднимались уже вопросы психологического вампиризма, психологии управления и публичного выступления.
Были описаны методы борьбы с психологическими вампирами, техника интеллектуального транса, приемы управления начальником и подчиненными, способы бескровного увольнения подчиненного, снятия начальника и многое другое. Наконец вышла книга Психотерапевтические этюды, где поднимались такие проблемы, как предательство, психология ума и красоты, говорилось олегендах и мифах современной жизни, неосознаваемых источниках стресса и скрытой агрессии. И опять правила и наставления.
И тут я понял, почему эти правила и наставления не могут быть просто выполнены, ибо в связи с ПРИНЦИПОМ СПЕРМАТОЗОИДА они будут нарушены. Тогда я написал статью, которую здесь привожу не полностью.
1.1. Десять заповедей, или Что говорил Бог Моисею на горе Синай
С точки зрения человека науки это значит: опирайся только на факты и выводы, которые вытекают из этих фактов, конечно, если мышление работает правильно.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исх. 20, 4). Очень прогрессивная и современная заповедь, которая учит нас не преклоняться перед авторитетами, а полагаться на себя, опираясь на знания законов природы, и не тратить средств на показуху.
Клинический анализ показывает, что большинство несчастий убольных неврозами, да и всех тех, кто себя считает несчастными, проистекает потому, что они преклоняются перед авторитетами, а не полагаются на законы, по которым мы устроены. А они вместо этого курят, пьют, нарушают режим дня, не занимаются физической и психологической подготовкой, живут по принципам, которые разрушают их внутреннее устройство, идентифицируя себя с авторитетами и ложными ценностями. В современной психотерапии этот грех определяет различными терминами.
Родитель - в трансактном анализе, интроект - в гештальт-терапии, малоадаптивная мысль - в системе когнитивной терапии, патологическая привычка - в бихевиоризме.
Не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милости до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20, 5-6). Мысль весьма глубокая.
В XIX веке она нашла научное подтверждение в теории вырождения Морреля, который описал вырождение в 3-4-м поколении. В этих стихах фактически идет пропаганда здорового образа жизни. Вдругих книгах Бытия уже идет конкретная расшифровка и указания, что значит выполнять заповеди.
Недаром Франкл подметил, что верующие реже болеют неврозами.
Но я не думаю, что всеведущий Бог мог в такой форме дать эту заповедь: Не делай себе кумира.... Думаю, что Бог знал принцип сперматозоида. Ведь он же знал (сам нас делал по своему образу иподобию), что стоит нам только что-нибудь запретить, так нам сразу же и захочется это сделать.
Думаю, что Бог растолковал эту заповедь втом смысле, чтобы человек полагался только на самого себя как вплане действий, так и в формировании образа мыслей, а не на авторитеты.
И остальные заповеди тоже относятся к здоровому образу жизни.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20,7). Иэту заповедь хочется нарушить, так как в ней - запрет. По видимому, Бог рекомендовал заниматься делом, а не тратить время на пустые разговоры.
Ведь ему и так все известно.
И действительно, здесь уже прослеживаются идеи о взятии ответственности за свою жизнь на себя, идеи психологической зрелости.
Помни день субботний (Исх. 20, 8) - тоже хорошая заповедь. Отдыхать необходимо.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12).
Эти две последние заповеди составлены в психологически правильной форме. Здесь понятно, что нужно делать - отдыхать и уважительно относиться к родителям.