Один из вариантов описания коммуникации - это управление состояниями. Как своими, так и чужими. Вся коммуникация это просто путешествие по состояниям. И цель этого путешествия - получение нужного состояния. Правда, в нужной ситуации.
Состояние согласия при ответе на вопрос готовы ли вы прямо сейчас подписать наш договор. Или состояние сексуального возбуждения при взгляде на тебя. Или состояние спокойствия и уверенности при описании предполагаемого разговора с тёщей (свекровью).
И так далее. Любую цель коммуникации можно описать как нужное состояние в нужном контексте. Тогда стратегию успешной коммуникации можно описать как:
Получите нужное состояние в любом контексте, а потом меняйте поведение до тех пор, пока не получите то же состояние в нужном контексте. |
Получение в любом контексте - это для калибровки. Чтобы знать, как выглядит (и слышится) согласие, удивление, радость, разочарование или восторг у данного конкретного человека. А получение в нужном - это про признаки результата.
То есть, если согласие (удивление, ненависть, влюблённость и т.д.) в ответ на ваш вопрос является признаком результата - тогда вы получили то, что хотели.
И если про то, как менять поведение до тех пор написано очень много, про то как получить нужное состояние в любом контексте как-то замалчивается. Подразумевается, что все сообразят сами. Лично я постоянно сталкивался с тем, что хотелось бы иметь более подробное описание того, как это можно сделать. В реальном жизненном общении, а не в контексте Терапевт - Клиент, где можно выдать фразу типа:
- А теперь дорогой мой, вспомните ситуацию когда вы были полностью уверенны в себе.
Что-то мне слабо представляется, что можно выдать что-то подобное начальнику. А теперь Юрий Владимирович войдите в состояние уверенности в том, что нужно поднять кому-то зарплату. Ага, это не он войдёт, а ты вылетишь из кабинета.
Итак, хотелось бы сделать эту красивую формулу более жизнеспособной. Так всё-таки, как получить нужное состояние хоть где-нибудь по любому поводу. И при этом сделать это так, чтобы не выглядеть полным идиотом задающим совершенно дурацкие вопросы.
То есть так, чтобы вписаться в ситуацию и чтобы ваше поведение полностью соответствовало ситуации.
Как вызывать состояния.
На 17 занятии мы тренировались вызывать (и калибровать) состояние согласие - не согласие. Но это подходит только для состояний согласие - несогласие. Понятно, что это одна из наиболее часто встречающихся калибровок, но что делать, если нужно что-то другое.
Например, уверенность или раздражение.
Вот дальше даны несколько подходов (или приёмов), как можно получить доступ к нужному состоянию.
Естественно, не каждый из них можно использовать в любой ситуации - тут важно, чтобы можно было подобрать способ под контекст. Чтобы ваше поведение было вполне естественным и конгруэнтным, красиво и мастерски вписывалось в ситуацию.
Подождать, пока он сам войдет.
Самый простой способ - это просто дождаться того,когда Клиент сам войдет в подходящее вам состояние. То есть это пассивный способ. Плюс, как и у всякого пассивного способа, вы ничего специально не делаете. Это удобно, когда общение происходит в виде монолога.
Или когда вы калибруете по видеозаписи.
С другой стороны, если вы можете провести с человеком довольно много времени, это прекрасный способ откалибровать наиболее важные состояния и поставить нужные якоря. Нужно просто быть достаточно внимательным. И использовать ситуацию.
У меня на группе был молодой человек, который сразу заявил, что он пришёл заниматься только с одной целью - чтобы ему повысили зарплату. Вот походил он, походил, а потом рассказывает:
Начальник завис на секунду, смотрит на меня и говорит: - Игорь, а может тебе зарплату поднять?
Предложить войти в требуемое состояние.
Дальше идут активные способы вызова состояния, когда вы предпринимаете какие-то действия для получения результата.
Самый прямолинейный - попросить Клиента войти нужное Оператору состояние. Минус самый обычный - сложно применить в реальной жизни. Хотя можно.
Просьба войти в нужное состояние - один из наиболее часто используемых при работе в контексте Терапевт - Клиент. Например, во время сессии с Клиентом вы можете это сделать так:
- Петя, мне бы хотелось, чтобы ты нашел способ почувствовать радость. Когда это чувство достигнет максимума, дай мне об этом, пожалуйста, знать.
Этот способ будет хорошо работать, например в ситуации где нужно, чтобы Клиент вам доверял. Предположим, приходит к адвокату человек. Хотелось бы чтобы он был более откровенен и открыт, и больше доверял адвокату. Тогда можно сделать приблизительно следующее (надеюсь, юристы меня не съедят):
- Обычно между адвокатом и его клиентом существуют доверительные отношения. Нам нужно доверять друг другу. Вспомните это состояние, прочувствуйте его как можно сильнее...
Важно, чтобы фраза была в контексте, и звучала нормально для данного Клиента.
Точно так же можно вызвать состояние заинтересованности:
- Если мы хотим достигнуть успеха важно, чтобы вы были заинтересованы в успешном завершении дела, чтобы я был уверен, что вы не сдадитесь после первого же препятствия. Просто вспомните это чувство и вживитесь в него как можно глубже...
-- Зачем все эти фразы обычно между адвокатом, если мы хотим достигнуть?
Это обыкновенная подстройка. Если вы можете сразу предложить Клиенту войти в нужное состояние так, что он сделает это легко и без подозрений, то это замечательно! Если это будет в ситуации вы можете просто сказать:
- Мне нужно, чтобы вы прямо сейчас вспомнили состояние доверия.
Иногда это может сработать. Правда, если не сработает, вам придется потратить кучу усилий для того, чтобы восстановить раппорт. А просьба начать доверять (или что вам там нужно) будет работать прекрасным якорем на недоверие.
Следующий вариант - предложить вспомнить ситуацию в которой скорее всего было подходящее состояние.
Тут можно разделить на два случая - в первом вы знаете о конкретной ситуации, во втором - предлагаете найти что-то подходящее под данное описание.
Следующий вариант - предложить Клиенту вспомнить ситуацию, в которой он испытывал нужное вам состояние (если вы уверены, что он там испытывал нужное состояние):
- Иван Петрович, вспомните, в прошлом году, когда вы были в Мюнхене...
Так же его можно попросить описать ситуацию, когда Клиент был в нужном состоянии:
- Оля, а ты как первый раз влюбилась? Расскажи…
Или, как вариант:
- Все мы когда ни будь влюблялись в первый раз…
Так же можно просто описать типичную ситуацию, в которой обычно люди испытывают нужное состояние:
- Было с тобой так: тебе начинают что-то подробно объяснять, а ты ничего не понимаешь?
Или разговор мужа и жены.
- Дорогая. Помнишь в прошлом году под Рождество...
- Я хотела тебя спросить. Помнишь, в прошлом году, когда мы ездили с Ивановыми за грибами, тогда в лесу. О чём тогда Петр рассказывал?
- Посмотри на эту фотографию. Помнишь, мы тогда...
Хорошо. Ситуация: выступление перед аудиторией.
-- А с аудиторией скорее всего не получится?
Почему. Не получится в том случае если у аудитории совершенно нет истории. Если же вы общаетесь с ней хотя бы минут пятнадцать, и они немного подстроились друг к другу, то, скорее всего, были ситуации о которых можно вспомнить.
Тем более, что вы можете их сами и создавать.
- Помните я вчера рассказывал...
Хорошо, это все были варианты с ситуацией, которая вам известна. Теперь варианты, когда вы не знаете о конкретной ситуации. Как вы понимаете, здесь нужно говорить достаточно общё.
- Была ли в твоей жизни ситуация, когда ты действительно чувствовала себя спокойно и расслаблено?
Или:
- У каждого в жизни бывает ситуация, в которой он чувствует себя уверенным.
Вызвать нужную реакцию.
Ещё способ: можно вызвать нужную реакцию. Расскажите анекдот и получите смех (если анекдот смешной). Начните очень внимательно прислушиваться к тому, что происходит за дверью, и получите состояние напряженного аудиального внимания.
Оскорбите его - и получите… Ну это уже на любителя.
Однажды к нам обратилась женщина, которая, по ее словам, никогда не могла сказать о том, чего ей хочется и утвердить себя, она не могла привлечь к себе внимания других людей. И ее работа, что интересно, была связана с обучением самоутверждению. Она не могла регулярно посещать терапевта, так как это разрушило бы ее репутацию.