Интуиция


Мы слышим слова другого человека, но сосредоточиваемся на том, что они значат для нас. В отношениях с коучем клиент находится на первом уровне слушания, т.е. слушает поверхностно;
  • второй уровень - сфокусированное слушание. В этом случае все внимание сконцентрировано на другом человеке. Коуч должен слушать на втором, а также на третьем уровнях;
  • третий уровень - многомерное, или всеобъемлющее слушание: восприятие эмоций, языка тела (невербальных проявлений) клиента и всего окружения.
  • На первом и втором уровнях слушание обращено главным образом к словам. На третьем уровне улавливается все остальное, включая все сенсорные данные, а также настроение, ритм, энергию. Наиболее успешные коучи способны слышать как на втором, так и на третьем уровне, что дает им наиболее полный материал для работы. Это справедливо как для индивидуального, так и для группового коучинга, а также для коучинга по телефону. Опытный коуч слышит гораздо больше, чем просто слова. И, хотя при непосредственном общении добавляется зрительный компонент и возможность воспринимать язык тела, это может быть также отвлекающим фактором. Коучи, работающие по телефону, со временем значительно развивают способность улавливать нюансы тона и энергетики клиента. Телефонный коучинг имеет также много других преимуществ, таких как удобство (подробнее см.: глава 4 части третьей настоящей книги).
    Интуиция
    Слушание на втором и третьем уровнях дает также коучу больший доступ к интуиции - глубинному знанию, где смешиваются явные и неявные данные. Это вид внутреннего знания, который обычно остается невысказанным. Он остается в тени, потому что мы не привыкли ему доверять. В нашей культуре не принято относиться к интуиции как к достаточно надежному источнику, позволяющему делать заключения или принимать решения, поэтому мы, боясь показаться глупыми, обычно не решаемся произносить то, что она нам подсказывает. Тем не менее, интуиция - это одно из наиболее эффективных качеств, которые коуч использует в работе.
    Коуч получает от клиента определенную информацию и затем, в момент работы, соединяет ее с предыдущей информацией, а также со своим собственным опытом как коуча, так и обычного человека. Кроме того, добавляется еще один фактор: знания, которые приходят неизвестно откуда. Когда все это сходится вместе, мы получаем сообщение. Мы можем не называть это интуицией, определив как мысль, предчувствие или внутреннее чувство. И все же это исходит или возникает в виде определенного утверждения из нашей интуиции. Это способность, которую коучу необходимо развивать. Она чрезвычайно важна и ценна, поскольку обрабатывает гораздо больше впечатлений и информации, чем мы можем проанализировать сознательно.
    Любознательность
    Одним из основополагающих принципов Коактивного коучинга является то, что клиент обладает достаточными способностями и ресурсами и сам знает все ответы. Задача коуча - задавать вопросы. Качество любознательности (curiosity) создает определенные условия для процесса задавания вопросов. Любознательность открывает пространство, приглашает к откровенности, она почти игрива. Но при этом она чрезвычайно действенна. Подобно любознательности ученого, который исследует неизведанные тайны материи, жизни и вселенной, любознательность в коучинге позволяет коучу и клиенту проникать в глубочайшие сферы жизни последнего, проявляя любопытство и интерес ко всему, что они там обнаружат.
    Поскольку коуч - не какой-то инквизитор, он, действительно поддерживая клиента в этом исследовании, находит такие вопросы, которые разрушают его старые защиты. Когда клиент начинает больше интересоваться своей жизнью, уменьшается степень напряжения и риска. Он начинает охотнее заглядывать в различные темные уголки и берется за трудные дела, потому что это, оказывается, тоже интересно и любопытно.
    Деятельность / обучение
    Взаимодействие в коучинге имеет важную цель, точнее, две цели - стимулировать деятельность и углубить обучение. Вербальное взаимодействие в коучинге отличается от других практик тем, что оно не предназначено для объяснения, предоставления информации, исправления или развлечения; его цель - порождать действие и обучение.


    Что особенно привлекает людей в коучинге - это его акцент на действии, а также система подотчетности (accountability). Система подотчетности очень эффективна. Когда человек, обладающий достаточно высокими моральными качествами, дает кому-то обещание, он гораздо больше старается справиться с задачей. Это соответствует нашим культурным стандартам. В коучинге клиент отчитывается в своих действиях и обучении.
    Подотчетность делает процесс изменения более ощутимым, более сосредоточенным и организованным, а, следовательно, и более успешным. Подотчетность подразумевает следующие вопросы: Что вы будете делать?, Когда вы будете это делать? (или: Сколько времени вы собираетесь на это потратить?) и Как я узнаю, что вы это сделали?. Коуч и клиент часто устанавливают определенную форму подотчетности. Это могут быть ежедневные телефонные звонки, послания по факсу или электронная почта. Подотчетность в рамках отношений коучинга совершенно уникальна, поскольку она свободна от каких-либо оценок и суждений. Здесь не может быть ни осуждения того, что делает клиент, ни чувства стыда. Целью является действие и обучение, а не достижение каких-то определенных результатов. А учиться клиент может как на своих достижениях, так и на неудачах.
    Управление собой
    Чтобы полностью следовать сценарию клиента, коуч должен предоставить ему свободу, не вмешиваться, что зачастую бывает нелегко. Самоуправление - это способность коуча отказаться от собственных личных мнений, предпочтений, чувства гордости, защитных реакций, от своего эго. Коуч должен быть там - с клиентом, полностью погруженным в его ситуацию и борьбу, а не здесь - со своими суждениями и мыслями. Управление собой подразумевает отказ от желания выглядеть хорошим и быть всегда правым. Для коуча управление собой означает быть практически незаметным.
    Более того, коуч помогает клиенту развивать его навыки управления собой, т.е. способность справляться с суждениями и мнениями как своими собственными, так и других людей. Он также должен распознавать внутренний дух противоречия клиента, помогая ему освобождаться от своего гремлина.
    Место коуча в модели
    Вы уже могли заметить одно явное упущение в модели - коучу не отведено в ней никакого места. Но в этом как раз и заключается суть системы Коактивного коучинга. Роль коуча состоит в создании такой атмосферы, которая позволила бы клиенту полностью сосредоточиться на самореализации, балансе и процессе. Коуч и клиент совместными усилиями формируют рабочий альянс, при этом коуч использует пять контекстов коучинга для установления контакта с клиентом и побуждения его к действию и обучению.
    Таким образом, клиент находится в центре системы, а коуч остается за кулисами. Другими словами: сама модель является двухмерной, а коуч находится в третьем измерении, обеспечивая весь процесс коучинга.
    Следование за клиентом
    Поскольку постановка задачи в Коактивном коучинге полностью принадлежит клиенту, коуч должен быть готов следовать тому, что его подопечный считает наиболее важным для себя, Задачи, с которыми клиент приходит на сессию, редко бывают полной неожиданностью; в процессе длительных отношений обычно уже вырисовываются основные проблемы, над которыми коуч и клиент работают, используя определенную форму отчетности. И, тем не менее, акцент в Коактивном коучинге делается на такой постановке вопросов, при которой клиент сам находит ответы, а не принимает навязанные ему решения или готовые ответы.


    Так как коуч не дает ответов, он всегда находится в стороне, ожидая, что скажет клиент. И именно ответ клиента определяет дальнейшую работу и взаимодействие. Таким образом, коуч всегда должен быть очень открытым и внимательным, готовым задать следующий вопрос или применить тот или иной навык, до последнего момента не зная, что от него потребуется. Это создает уникальное свойство Коактивного коучинга - текучее, подобное танцу следование за клиентом. Поэтому мы часто определяем процесс Коактивного коучинга как спонтанный танец, следующий моменту.
    Глава вторая.
    ОТНОШЕНИЯ В КОАКТИВНОМ КОУЧИНГЕ
    На рис. 1 видно, что ядро, или задачи клиента, окружены кольцом, представляющим целенаправленный альянс. Это контейнер, в котором находится клиент в рамках отношений коучинга.
    Целенаправленный альянс
    Формирование отношений с коучем начинается с первой ознакомительной, так называемой вводной сессии. Эти отношения являются целенаправленными, поскольку они предназначены исключительно для удовлетворения потребностей клиента. Они представляют собой альянс, потому что обе стороны активно участвуют в их формировании. Клиент осознает, что он не покупает некую готовую программу личностного успеха, а вступает в длительные развивающиеся отношения.
    Отношения в коучинге подобны треугольнику: коуч составляет одну вершину, клиент - другую, а отношения между ними - третью (рис. 2). Как видно на схеме, клиент направляет все свои усилия и энергию на отношения, но не на коуча.


    Содержание раздела