Публичное выступление - это серьезное испытание. Даже те, кто постоянно выступает перед большой аудиторией - артисты, политики, преподаватели, юристы, журналисты - все они все равно волнуются перед выходом на сцену, на трибуну, в эфир. Потому что публичное выступление это всякий раз состязание между оратором и аудиторией. И
кто выйдет победителем в этом соревновании спрогнозировать трудно.
Очевидно лишь одно - хорошо подготовленный оратор имеет несравнимо больше шансов покорить аудиторию нежели неподготовленный.
Вспомните свои публичные выступления. Что отложилось в памяти - эйфория от успеха или неприятный осадок на душе? Сравните свои экспромтные выступления с теми, к которым вы готовились заранее.
Удалось ли вам хоть раз "завести" аудиторию? Какими приемами вы пользовались, чтобы достичь своей цели?
Опытные люди хорошо знают свои сильные и слабые стороны. И соответственно пользуются отработанными приемами, которые приводят их к заметному успеху. Но есть и ряд общих положений, повышающих эффективность публичного выступления.
Необходимо определиться с самого начала: чего ждет от вас аудитория и что именно вы намереваетесь достичь своим выступлением? Как правило, люди хотят получить от вас определенную информацию. А мотивация вашего выступления определяется конкретной задачей: либо вы желаете лишь дать информацию, либо хотите заставить людей действовать.
Работа с аудиторией идет одновременно на вербальном и невербальном уровнях с умелым использованием речевых стратегий.
Вербальный уровень подразумевает вашу настройку на выступление, постановку необходимого внутреннего состояния.
Многие выступающие знают, как непросто наладить отношения с аудиторией. Приходится терять драгоценное время на то, чтобы получить эмоциональную реакцию зала. Распространенная модель такова: вы постепенно "заводитесь" и зал постепенно идет за вами.
Легче войти в контакт с аудиторией, когда вы появляетесь перед нею уже эмоционально разогретым. Для этого перед самым выходом необходимо "развязать себе язык": рассказать кому-нибудь пару-тройку анекдотов, похохмить, в общем - выступить в роли легкого собеседника.
В зависимости от того, к какому психотипу вы относитесь, вы и подбираете себе настройку.
Труднее всего дается публичное выступление психастенику. Если вы встревожены, боитесь провалиться - поработайте со своим страхом. Решительности вам прибавит, например, такая настройка:"Передо мной сейчас предстанут мои должники.
И во что бы то ни стало я должен вытрясти из них свои деньги." Войдите в роль победителя. Используйте все известные вам приемы накачки уверенностью. Для усиления внутреннего состояния лидера представьте себя самым сильным и ловким зверем, перед которым пасуют все соперники.
Гипертим часто грешит неконтролируемой грубостью. Если вы раздражены или злитесь на что-то - представьте на минуту, что у вас в груди мощный прожектор, от которого всем становится светло. Войдите в роль добродушного Деда Мороза, раздающего людям подарки и обещающего счастливое будущее.
На худой конец "размягчите" себя каким-нибудь анекдотом.
Эпилептоид часто застревает на звеньях логической цепи, упорно талдычит одно и то же, и из-за этого эмоциональный теряет контакт с залом. Если вы знаете за собой такой грех, то вам тем более надо взять за правило перед выходом поупражняться в перепрыгивании с темы на тему. Легче всего это сделать, рассказав несколько коротких анекдотов на разные темы.
Щизоиду для эффектного выступления не хватает эмоциональности, он обычно опасается рисковать. Если вы относитесь к этому типу, то учтите, что вам понадобится побольше времени на настройку. С помощью известных уже вам техник раскачайте свою способность идти на оправданный риск.
А чтобы избавиться от зажатости в речи и угловатости в движениях, например, представьте себя круглым, сочным, мягким апельсином.
А истерику, наоборот, желательно пригасить свою эмоциональность. Иначе его эпатаж может вызвать неадекватную реакцию публики.
Невербальный уровень общения с аудиторией подразумевает ваше умение работать голосом, взглядом, мимикой, жестами.
Взгляд должен скользить по залу, как прожектор, выхватывающий время от времени своим лучом то или иное лицо. На одну-две секунды задержите взгляд, подарите человеку улыбку. Провоцирующая улыбка - прекрасный инструмент для вызова симпатии. Вы улыбнулись - вам улыбнулись в ответ.
Контакт состоялся.
Отработанная жестикуляция усиливает эффектность выступления, подчеркивает узловые моменты. Если есть возможность ходить по залу или перед аудиторией, то этим тоже желательно воспользоваться. Стоящий манекен не удерживает в должной мере внимание зала.
Речевые стратегии - ваше главное оружие.
Чем проще будет ваше выступление - тем лучше. Короткие, емкие фразы воспринимаются легче, чем витиеватые построения со скрытым
смыслом. Эзопов язык хорош в письменных изложениях, а выступлениях
на публике он допустим лишь в маленьких дозах. Образы, сравнения,
метафоры доступнее для понимания и действеннее простой аргументации.
Люди предпочитают слушать истории, а не перечень аксиом.
Этими приемами великолепно владел известный русский адвокат Плевако. Вот как описывает одно из его выступлений В.Вересаев:
"Старушка украла жестяной чайник стоимостью дешевле пятидесяти копеек. Она... подлежала суду присяжных. По наряду ли или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил зара-
нее парализовать влияние защитной речи Плевако и сам высказал все,
что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая
нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а
только жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет.
Поднялся Плевако:
Надо ли говорить, что четко выстроенная, эмоциональная речь Плевако оказалась убедительнее холодных аргументов прокурора, и суд присяжных оправдал подсудимую.
Особенной популярностью пользуются истории из первых уст, то есть произошедшие с самим выступающим, или же рассказы о событиях, очевидцем которых он был. "Феномен очевидца" - очень сильный прием.
Чем проще будет ваша речь - тем незаметнее будет использование вами приемов скрытого гипноза. А это прямой путь к завоеванию аудитории. Самые расхожие, избитые истины - так называемые трюизмы - способны быстрее расположить к вам людей нежели десяток разумных доводов.
Будьте уверены - обязательно найдутся люди, которые захотят оспорить ваши доводы. Но если вы скажете банальность типа "мы все хотим одного и того же" или "вы ведь желаете добра своим близким", с вами безоговорочно согласятся все. Это уже аксиома: чем ближе чужое мнение к вашему собственному, тем симпатичнее кажется вам человек его высказавший. Таким образом вы легко завоюете симпатию зала.
А вслед за рядом банальностей и общих мест можно высказать и нечто заранее подготовленное вами, пусть даже спорное. И все пройдет без сучка и задоринки.
Чтобы раскачать аудиторию, не позволить ей быть пассивной, желательно постоянно задавать людям короткие вопросы. Это легко сделать, если применить прием противовеса. Например, вы говорите:"Вы ждете от меня ответа на этот вопрос. А сами-то вы что думаете по этому поводу?"
Острые ощущения - один из наиболее действенных способов стимулирования активности аудитории. Обязательно нужно использовать парадоксы, чаще давать какую-то шокирующую информацию.
А чтобы профессионально удерживать симпатию зала, нужно через каждые семь-десять минут вкраплять в свое выступление какую-нибудь цитату, притчу, анекдот.
Пользуются популярностью и удерживают внимание зала короткие классификации. Это создает впечатление системного подхода к проблеме, серьезного отношения к ней, дает ключи к пониманию.
Любое выступление особенно ценится тогда, когда вы умело выстраиваете логические цепи. Например, вы говорите: "Когда вы овладеете суперсовременными компьютерными программами, вы сможете устроиться на престижную работу, и в течение нескольких месяцев заработаете деньги на покупку хорошего автомобиля."
Яркое начало и эффектный конец - вот краеугольные камни вашего выступления. Помните, как говорил Штирлиц:"Важно умение войти в разговор. Но гораздо важнее умение выйти из разговора - запоминается концовка."
Заканчивать выступление нужно неожиданно и бесповоротно. как только вы произнесете сакраментальную фразу:"Да, я еще хотел сказать, что..." - считайте свое выступление загубленным.
Живость,яркость,образность выступления заинтересуют любую аудиторию,но нужно и правильно подать материал с учетом интересов слушателей. Об этом говорится в следующей притче
Один восточный властелин увидел один страшный сон, будто у него один за другим выпали все зубы кроме одного. В сильном волнении он вызвал к себе одного толкователя снов. Тот выслушал его и сказал" Повелитель, я должен сообщить тебе неприятную весть.
Ты потеряешь одного за другим всех близких родственников" Он страшно разгневался и велел отрубить толкователю сновидений голову и вызвал другого толкователя, который, выслушав его, сказал " Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро вознаградил его за это предсказание. Придворные удивились. " Ты сказал все то же самое, что твой бедный предшественник, так почему он был наказан, а ты получил награду" На что последовал ответ " Мы одинаково истолковали сон.
Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать".
Успешно выступить перед аудиторией - это еще полдела. Самое трудное для многих начинается потом, когда начинают задавать вопро-
сы, а то и провоцировать на скандал. Чтобы адекватно реагировать на
реакции зала, нужно тоже иметь домашние заготовки.
Если вам возражают, оспаривают ваши доводы, лучшая позиция - нейтрализация возражений. Прежде всего вы благодарите за вопрос и этим выигрываете время, а также демонстрируете свое спокойствие, уверенность. А далее вы можете выбрать любой из трех вариантов поведения.
Вы можете ответить вопросом на вопрос. Если вопрос легкий - нужно на него ответить сразу. Если сверхсложный, можно сказать, что ответите на него в частном порядке.
Если же вам задают вопросы с явно провокативной целью, а вовсе не для того, чтобы получить ответ, лучше сказать прямо:" Не надо меня провоцировать. Сегодня мы обсуждаем конкретную тему. Давайте говорить по существу."
Закончилась лекция на тему "Есть ли жизнь на Марсе?"
Да, часто возникают и неординарные ситуации, лучший выход из которых - демонстрация собственного чувства юмора.
Если в зале возникает шум или кто-то начинает разговаривать - сделайте выразительную паузу и остановите взгляд на говорунах. Не продолжайте выступление до тех пор, пока не наступит тишина.
А если с вами случилось нечто непредвиденное - используйте прием инкорпорации, пусть и эта помеха работает на ваше выступление. Запутались в проводах от микрофона - скажите, что это предупреждение вам свыше, чтобы вы не потерялись в собственных мыслях. И тут же задайте вопрос:"А что нужно сделать, чтобы не потеряться в собственных рассуждениях?"
"Когда меня спрашивают, как работать с аудиторией, я отвечаю - веди себя с нею, как с любимой женщиной,- говорил один известный политик. - Доведи ее до экстаза несколько раз и не забудь вовремя закончить сам."
Заключение
Как пчела ищет нектар
С любых цветов,
Ищи учение всюду;
Как олень, который находит
Спокойное место для пастбища,
Ищи уединение, чтобы усвоить
Все, что ты собрал.
Как сумасшедший
Вне всяких границ,
Иди, куда нравится,
И живи, как лев,
Совершенно свободный от страха.
"Тантра дзогчена"