Визуальная метафора в работе с собой.


Она смотрела на свою картинку (добрыми рыбами, вероятно были ее приемные родители - действительно удивительные люди - в ее настоящем). Но она продолжила и нарисовала еще одну картинку, радующую своими красками - большой корабль, на котором люди танцуют ламбаду. Это было ее желаемое будущее. Интуитивно ребенок искал логического окончания своих драм и начала новой счастливой жизни.

И это стало для меня подсказкой к использованию рисунков в терапии. Ведь обозначив, осознав свой драматический путь, прожив его маленькой лодочкой еще раз, и создав позитивную картинку настоящего и будущего, ребенок фактически изменил субмодальности своего опыта -в настоящем и будущем. Я привожу здесь фрагменты работы с визуальной метафорой. Безусловно, такая работа дает хорошие результаты, но важно помнить, что это лишь один из инструментов для получения изменений. Для того, чтобы жизнь Даши по-настоящему наладилась в ее новой семье, чтобы ребенок смог преодолеть травмирующие воспоминания прошлого, необходима большая системная работа, воспитание, любовь, поддержка взрослых - ее новых родителей и воспитателей.
Говоря о работе с детьми, хотелось бы отметить, что работа с рисунком - это хороший способ для групповой коррекционной работы. Приведу еще один пример. Предстояло работать с детьми, пришедшими во второй класс к новому учителю. И так сложилось - по вине или беде учителя - что у детей этого класса было в целом негативное отношение к школе, недоверие, страхи, пробелы в знаниях.

Новый учитель обратился ко мне с просьбой помочь что-то сделать с этими как - будто «замороженными» детьми. И плюс к колоссальной работе учителя по возвращению доверия детей к школе, мы вместе с ними учились выражать свои чувства, писали «незаконченные предложения» (с набором «ресурсов») : «Мой самый лучший день в школе...», «Больше всего на свете я люблю...» и т.д. А также рисовали. Вот одно из занятий. В начале урока мы поговорили о том, что запомнилось им в первом классе - что понравилось и что не понравилось . Потом попросила нарисовать картинки.

Очень диагностичными были эти рисунки - кто-то из ребят нарисовал класс, в котором были одни парты, без людей, кто-то - огромного учителя, повернутого спиной, и очень маленького - себя, как-то было дискомфортно от многих из них. Далее я попросила детей нарисовать то, что хотелось бы изменить им в своем отношении к школе. «Как бы хотелось тебе чувствовать себя в школе?» - такова была тема второго рисунка . Дети сосредоточенно работали. В конце урока, мы собрали «негативные» картинке в общую кучу и просто убрали их подальше.

А из «позитивных» сделали выставку в классе. С помощью этого приема, мы отрефлексировали чувства, обозначили их. И нарисовали себе «счастливое школьное будущее», как в стишке: «Что нам стоит дом построить - нарисуем , будем жить!»
Визуальная метафора в работе с собой. Пожалуй, психотерапевтическая работа с собой - одна из самых трудных. Но необходимость в такой работе периодически возникает - мы анализируем происходящие с нами события, планируем, размышляем, ставим проблемы, решаем задачи. Не всегда «под рукой» хороший психотерапевт или не всегда мы к нему обращаемся.

Используя визуальную метафору, можно решать такие задачи самому, обращаясь к своему подсознательному опыту.
Допустим, у вас завтра - ответственная встреча, и необходимо
настроиться на нее, создать версию желаемого для вас будущего (которое во многом зависит от вашего состояния), иметь это состояние , провести важные переговоры, решить много важных дел. Накануне, когда никто и ничто не мешает, можно включить медитативную музыку - она необходима для создания особого раппорта со своей глубинной частью, и для отключения Критика, внутреннего диалога, внутренней «говорилки». Здесь, пожалуй, полезно «включать» собственного Мечтателя и отправляться в доверительное путешествие навстречу своему бессознательному.

Можно взять цветные карандаши, фломастеры или цветные гелиевые ручки и начать рисовать. Процесс похож на медитацию. Вы выбираете цвета, рисуете какие-то абстрактные линии, которые как- будто сама выводит рука, они соединяются в замысловатый рисунок, что-то заштриховываете.



Есть какая-то логика в нарисованном, во время работы могут приходить какие-то мысли , им место на бумаге - добавляете цвет или линии в рисунок - мысль превращается в знак. Потом смотрите на все это со стороны. И если вам нравится ваш рисунок (Саша Любимов называет его «сюром» - наверное, от «сюрреализма»), нравится метафора вашего желаемого состояния - и, соответственно желаемого развития событий, то можете «соединиться» с ним , буквально интериоризировать, взять его вовнутрь. Если не нравится (проверка на экологию) - можно отставить в сторону, перерисовать. Такая работа позволяет создавать реальность будущего, обозначать его, а, находясь в настоящем, «двигаться уже по знакомой территории», глубже проживая реальность.

Рисунок становится еще и визуальным якорем.
Если не хватает собственных сил или ресурсов , их можно нарисовать, а , следовательно, иметь к ним доступ - так появится картинка «поток любви, счастья», «ресурсы Вселенной», «здоровье» или что-то, что хотелось бы добавить в собственную жизнь.
Полезность работы с визуальной метафорой заключается и в том, что она предоставляет возможность для выражения негативных чувств в социально приемлемой манере и освобождения от них (это упражнения типа «Нарисуй свой страх, гнев », «Нарисуй свои отрицательные эмоции»). Это способ безопасной разрядки. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем, вербально, т.к. нет сознательной цензуры.
Визуальная метафора в случае, если человекне хочет о чем-либо говорить или не может нечто выразить словами. В этих случаях легче нарисовать, а потом обсуждать нарисованное. Всегда ли человек, запрашивающий психотерапевтическую помощь, готов до конца откровенно рассказывать вам о своих «скелетах в шкафу»?

Или он не может точно описать, что с ним происходит. В этих случаях можно работать без содержания. Просим человека нарисовать проблему , а потом уже ее описать.
Скажем, если у клиента проблемное отношение к кому-либо или чему-либо, можно попросить его нарисовать это «отношение»(с помощью абстрактных линий, штрихов) - как это сейчас, в настоящем. Затем рисуем «желаемое отношение». Далее, если желаемая картинка нравится, не вызывает внутреннего напряжения (проверка на экологию), то мы просим клиента «заякорить» ее, буквально поместить в тело этот ресурс.

О том, что делать с «проблемной» картинкой лучше спросить у клиента - в нее вложена часть «территории»его карты и его выбор - что с ней делать -убрать в дальний ящик стола, порвать на кусочки, сжечь... Желаемую картинку лучше иметь в зоне видимости (повесить на стенку, положить в записную книжку). Эти действия также носят метафорический характер и должны приниматься внутренней экологией.
Визуальная метафора, как экономичный (с точки зрения затрат времени и сил) способ работы с клиентом, добавляющий разнообразие в инструменты психотерапевтической работы. Подобно тому, как в математике, мы целое математическое выражение, состоящее из большого количества знаков, можем принять за некий Х, также большой объем информации, который мы имеем, работая с собой или с клиентом, мы можем обозначить метафорой рисунка. Количество единиц информации, которое можно одновременно воспринять, составляет 7 +_2 . Решая задачи с помощью визуальной метафоры, мы можем большой информативный объем «укладывать» в 7 +_2. Мы выигрываем силы и время за счет приема аналогий , плюс использование самой быстрой репрезентативной системы - визуальной, c помощью которой (субмодальности ) мы кодируем информацию.

И далее происходит следующее: человек рисует, потом что-то меняет в рисунке, потом меняется сам.



Работая с одной клиенткой в течение какого-то времени по поводу ее проблемных отношений в семье и убеждений о невозможности что-либо изменить , в один из сеансов, я попросила ее «нарисовать жизнь семьи в виде предметов или животных или растений, назвать их ». - «Но я не умею рисовать.»- « Попробуй представить себя художником - примитивистом или абстракционистом...» Во время ее работы можно было наблюдать, как много она вкладывает в этот рисунок, как сосредоточенно вырисовывает животных, выражая эмоции и отношение к персонажам - в рисунок . Затем я предложила ей нарисовать картинку на тему « Какой бы я хотела видеть свою жизнь, семью ?» Она снова задумалась и сказала: «Я хочу , чтобы все было по-другому...» и начала рисовать другую картинку «семейки животных». После окончания работы я спросила: «Ты уверена, тебе все здесь нравится, оптимально ли это для тебя и твоего окружения?» - «Да, я уверена, теперь я знаю как мне надо жить и действовать» Второй рисунок символизировал ее новую, самостоятельную жизнь - желание, осуществление которого она не могла себе позволить до нашей совместной работы. И работа с рисунками стала «последней соломинкой, переломившей спину верблюда», по-настоящему изменившей ее убеждения по поводу взаимоотношений с близкими.
В работе многих тренеров можно видеть работу с визуальной метафорой. В семинаре Роберта Дилтса по системному мышлению, проходившему в Московском Центре НЛП, было одно замечательное упражнение. В «пятерках» человек рассказывал о своем проблемном пространстве, и каждый участник группы должен был изобразить метафорически ( т.е. с использованием изображений предметов, явлений природы, животных и т.д.) свое понимание проблемы. В результате человек получал несколько карт- визуальных метафор своего проблемного пространства, что помогало ему более многомерно его осознать (и завершить ТОТЕ осознания самой проблемы - очертить ее границы, сформулировать, увидеть целиком).

И используя эти же карты по аналогии, выбрать оптимальное решение метафорически, а затем и в переводе на собственную реальность.
***
Мой интерес к визуальной метафоре был почерпнут из различных семинаров , в основном - в Московском Центре НЛП, группе Интегральной графики Саши Любимова, в совместной работе с гештальттерапевтом Маргарет О`Брайен (Англия) в Китежском семейном детском доме, книги Вайолетт Оклендер («Окна в мир ребенка», из собственной «правополушарности», из собственного психотерапевтического опыта, и из любви к искусству. Я работала с детьми, проводила проективную рисуночную диагностику в школе («Рисунок семьи», «Несуществующее животное»и т.д.), многократно наблюдала поразительную связь между рисунком и реальной жизнью ребенка. Дети хорошо владеют языком рисунка, метафоры, для них рисовать - естественно, редко кто из них скажет, что не умеет рисовать, нет внутренней цензуры - пожалуй, тем и удивителен мир детского рисунка, что, присмотревшись повнимательнее, мы сможем прочесть по нему чувства и состояние ребенка, его радости, интересы, трудности. Например, «рисунок семьи» дает настолько точную информации о структуре семьи и эмоциональной жизни ребенка, что в процессе сбора информации остается лишь уточнять увиденное. Он выделяет значимых членов семьи, старательно прорисовывая детали или выделяя их размером, у тех, к кому испытывает неприязнь, будет лишь символический контур и т.д.

Дружную семью дети рисуют , построив всех в ряд или круг, и взявшись за руки , а семью, где каждый сам по себе - в комнате с перегородками. Почти всех мам- у кухонной плиты... Как правило у каждого «художника» свой стиль - с повторяющимися закономерностями - из рисунка в рисунок.

Присмотревшись к рисункам и немного понаблюдав за ребенком в процессе работы, можно достаточно точно определить его мета-программный профиль (ценности, фокус сравнений, ассоциация-диссоциация, размер разбивки, позиции восприятия, мотивация, референция, время). Это также можно использовать в работе - , например, в более точной подстройке и ведении.
Подводя некоторые итоги по затронутой теме (она всего лишь затронута, на самом деле - «черепах в ней - до самого верха и до самого низа...»), можно сказать, что проблема (пока она не переведена в стадию задачи) всегда находится в том месте, где есть незавершенность каких-то процессов; нет целостного восприятия, не завершен гештальт - как скажут гештальт- психологи . Или в переводе на язык НЛП - не завершен ТОТЕ процесса. Как правило, именно в этот период к консультантам и обращаются люди. Им необходимо что-то завершить, до- понять, до- думать, осознать.

И изменения во внутренней психической жизни человека происходят, а ,соответственно, и меняется что-то в его реальной жизни тогда, когда завершены «открытые ТОТЕ» . Касается ли это планирования его будущего, осмысления настоящего или завершения процессов в прошлом. Работа с визуальной метафорой позволяет обозначать незавершенные внутренние процессы, буквально видеть их, осознавать и доводить до логического завершения. Что, безусловно, ценно для психотерапии. И , помимо этого, использование визуальной метафоры способствует возникновению чувства внутреннего порядка вследствие необходимой организации формы и цвета.

Усиливается ощущение собственной личностной ценности. А в качестве дополнительного положительного эффекта - получение удовольствия от созданного произведения. .



Содержание раздела