Якоря


Якоря. Вы все слышали о собаках Павлова. У которых на звонок текла слюна. Так вот, мы все гораздо большие собаки, чем собаки Павлова. Если для организации слюнотечения собаке требовалось порядка недели тяжелых тренировок, то человек обучается с первого раза.

Если вы произведете какое-то выделенное действие в момент максимума переживания, то каждый раз, как вы будете повторять это действие, человек будет влетать в это состояние.
Например, он вспоминает неприятную ситуацию, и на максимуме переживания вы его трогаете за плечё, то каждый раз, когда вы его будете касаться точно таким же способом, он будет влетать в это состояние.

Якорь - это как звонок,
нажал - звонок звенит...


И при этом не важно, как вы ставили якорь. Трогая его за ногу, или щелкая пальцами. Или зажигая и гася свет.

Лишь бы это происходило только в момент этого переживания.




Якорь (ANCHOR).
Любой стимул, связанный с определенной реакцией (что-то вроде слабого условного рефлекса, или то, что предшествует условному рефлексу). Якоря возникают естественным путем, но их можно устанавливать преднамеренно, например, звонить в колокольчик, чтобы привлечь внимание людей, или касаясь руки человека, отвечая на вопрос.
Якорение - процесс, посредством которого любое событие (звук, слово, поднятие руки, интонация, прикосновение) внутреннее или внешнее может быть связано с некоторой реакцией или состоянием и запускать ее проявление. Якоря могут возникать естественным образом и устанавливаться намеренно.
Положительный Якорь - якорь, вызывающий ресурсное состояние (приятное переживание).
Отрицательный Якорь
- якорь, вызывающий нересурсное состояние (неприятное переживание).

При установке якоря лучше пользоваться 3 правилами:


Максимум переживания.
Якорь ставится на пике переживания. И именно в момент пика. Это очень важно. Только в этом случае произойдет связывание: наш мозг свяжет состояние и внешнее событие.
Например, телевизор скорее всего не является якорем на страх и радость, хотя возможно вы и регулярно испытываете их, когда смотрите на те картинки, которые он вам показывает. Просто он появляется не только в тот момент, когда вы испытываете именно эти чувства.

Нестандартность.
Якорь - это что-то нестандартное, не совсем обычное. Это может быть движение, звук, прикосновение, которые не совсем привычны для данного человека.

Точность.
Вы воспроизводите якорь чрезвычайно точно: точно такой же звук или слово произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.
Например, некоторые считают, что если при воспроизведении якоря нажать сильнее, чем при установке, то и реакция будет лучше. А нет! Реакция будет хуже.

Тактильные якоря.

Одни из самых надежных и удобных в установке - тактильные якоря. По-русски, якоря которые ставятся касанием до тела Клиента.

Они действительно достаточно удобны и надежны, потому что касание - всегда касание. Аудиальный якорь обычно трудно удерживать, визуальный - Клиент может отвернуться или закрыть глаза. А прикосновение всегда отмечается и срабатывает.
Именно поэтому отработку установки начинают именно с тактильных якорей. И несколько замечаний.
Самое важное при установке - помнить что куда поставил. Когда вы работаете якорей может быть достаточно много, а ошибаться... Это конечно не разминирование, но результат может быть весьма плачевным. Итак, очень важно помнить, какой якорь куда поставил. Одна из рекомендаций - разделять, какой рукой ставить положительные (ресурсные) якоря, какой отрицательные.

Я обычно предпочитаю правой ставить положительные, левой - отрицательные. Но это дело вкуса.
Можно приблизительно определить, куда какие якоря ставятся. На плече - радость, на шею - горе, и т.п. Либо на правую половину тела - +, на левую - -.
Хороший вариант (если возможно) - записывать, где что. Но это не всегда применимо.
В любом случае, старайтесь разделить области + и - якорей - если вы перепутаете, по крайней мере это не будет фатальной ошибкой.
Не рекомендуется...

Теперь, что делать не стоит. Не рекомендуется ставить якоря на внешнюю сторону плеч, предплечий, бедер. Большинство из нас ездят в общественном транспорте, в котором регулярно толкаются, и на этих местах могут уже сидеть якоря.



Какие якоря можно подцепить в нашем транспорте вы можете себе представить.
Так же, учтите что некоторые люди вообще не любят прикосновений. По самым разным причинам. И если вы попытаетесь поставить им тактильный якорь реакция может быть непредсказуемой.
Еще есть одна небольшая проблема - когда вы сидите рядом, самое удобное место для установки тактильного якоря - бедро или колено. Удобно то удобно... Но если вы внезапно хватаете сидящую рядом девушку за колено, она может отреагировать очень неожиданно. Как к в слишком положительную, так и в слишком отрицательную сторону.

В любом случае якорь на то состояние, которое вы хотели заякорить работать не будет, а вам придется тратить кучу времени на утилизацию последствий: либо отбиваясь от приставаний, либо избавляясь от синяков.
Учтите, что внезапное касание обычно вызывает напряжение у Клиента. Так что либо у вас будет кинестетический стиль общения, при котором касание вполне естественно и органично, либо тренируйтесь ставить другие якоря.
В любом случае хорошо поставленный якорь обычно органично вписывается в ситуацию, он там естественен и незаметен. Если вы начинаете внезапно делать кучу странных вещей, то самой малое что произойдет - это потеря подстройки. А уж ее то терять не стоит.

Визуальные якоря. Эти якоря самые удобные и их легко можно сделать малозаметными. Визуальным якорем может быть поза Гипнотизера, характерное движение, положение в пространстве, мимика. Но помните о том, что большинство якорей желательно удерживать продолжительное время.

Если вы поставите якорь на какой-нибудь забавный жест, для того, чтобы этот якорь удерживать вам придется этот жест повторять с завидным упорством. Которое можно потратить на более полезные дела. Поэтому обычно рекомендуется использовать позу или положение в пространстве.

Но и здесь старайтесь выбирать такие позы, которые вы больше не будете использовать при общении с этим человеком, чтобы якорь не сработал в совершенно ненужном месте.
- А можно ли использовать одежду как якорь?
Конечно можно. Но это не совсем удобно. Такой якорь как одежда обладает одним неприятным свойством - его трудно ставить и трудно выключать, если надо.

Хотя, например, если женщина использует как якорь для сексуальной ситуации характерное белье, на мой взгляд это будет удачный вариант. Правда, обычно это используется в ситуации воспроизводства уже существующих якорей. Например, мужчина может сильно реагирует на черное белье.

Аудиальные якоря. Для удобства можно разделить все аудиальные якоря на два типа: голосовые и звуковые.
Голосовые ставятся определенным характерным голосом: интонации, высота, скорость и т.п. Естественно, эту высоту или скорость кроме как для якорения (и воспроизведения) якоря употреблять не стоит.
К звуковым можно отнести все звуки, которые вы можете издать сами или при помощи подручных средств (при этом желательно, чтобы этот звук мог продолжаться длительное время). Можно стучать пальцами, скрести, слегка шаркать ногой, скрипеть стулом (особенным образом) и т.д. Важно уметь воспроизводить этот звук однозначно точно и некоторое время.

Если вы кидаете карандаш на пол звук вполне характерный, но регулярно его воспроизводить довольно сложно, если только не запастись большой пачкой одинаковых карандашей.
Вызов состояния. Самая важная задача при работе с якорями это даже не сама установка якоря а получение состояния, которое потом можно использовать. Чтобы не было путаницы, я буду называть ставящего якорь Оператором, а того, на кого якоря ставятся - Клиентом.
Самый простой способ - это просто дождаться того, когда Клиент сам войдет в подходящее вам состояние. То есть, это пассивный способ. Плюс как и у всякого пассивного способа - вы ничего специально не делаете. Это удобно, когда общение происходит в виде монолога. Правда при условии, что вы можете якорь поставить - то есть Клиент на вас изредка смотрит или вы можете издать звук, который он может услышать, (о том, чтобы дотронуться обычно можно только мечтать).

Минус - ждать можно очень долго...
Дальше идут активные способы вызова состояния, когда вы предпринимаете какие-то действия для получения результата.
Самый прямолинейный - попросить Клиента войти нужное Оператору состояние. Как я это делал во время демонстрации. Минус самый обычный - сложно применить в реальной жизни.

Хотя можно.
Следующий вариант - предложить Клиенту вспомнить ситуацию, в которой он испытывал нужное вам состояние. Особенно, если вы знаете какую:
- Иван Петрович, вспомните, в прошлом году, когда вы были в Мюнхене...
Можно вызвать нужную реакцию. Расскажите анекдот и получите смех (если анекдот смешной). Начните очень внимательно прислушиваться к тому, что происходит за дверью, и получите состояние напряженного аудиального внимания.
Иногда срабатывает метод связанный с тем, что для того, чтобы человек понял значение слова, ему нужно добраться до того опыта, которое это слово обозначает.



Содержание раздела