Типы личности с поведением, представляющим угрозу


Такая "мания величия" может демонстрироваться компа
нией как результат ее громкого имени, известности, популярности, особых заслуг и достиже
ний перед страной и историей, а может и просто ничем не оправдываться. Но такая компания
должна понимать, что "любовь без взаимности" вызывает у людей, как правило, негативные
состояния, стрессы, неудовлетворенность, разочарованность, подавленность, отнюдь не спо
собствующие трудовым достижениям и творческим порывам.  

  1. Когда человек прагматичен, эмоционально беден и ему вообще не свойственно проявлять привязанность и верность, сделать его лояльным может только высокая степень удовлетворения собственных потребностей в данной компании. Компания предоставляет работнику более привлекательные условия стимулирования его труда, чем все другие компании: больше платит, предоставляет более интересную работу, наделяет руководящими полномочиями, предоставляет персональный кабинет и т. д. Таким образом, лояльность в той степени, на которую способен данный работник, покупается более выгодным предложением. Следовательно, если иная компания сможет предложить более выгодный мотиваци-онный пакет, то отсутствие особой эмоциональной привязанности и преданности сделают переход данного работника в эту компанию абсолютно реальным и неизбежным.
  2. При средней степени мотивированности и среднем потенциале лояльности компания получает общепринятую стандартную лояльность обычного благонадежного сотрудника, которая и присутствует в большинстве своем во всех организациях. Действительно, найти реально преданных и верных сотрудников - большая проблема. Да и замотивировать чрезмерно всех работников крайне сложно. Большинство компаний могут себе позволить такое только по отношению к избранным сотрудникам, чаще всего руководству. Вот и получается средняя мотивация, средний потенциал личностных качеств, средняя лояльность. Средняя -означает не плохая, а вполне достаточная для работы обычных компаний в обычных условиях бизнеса. Может быть, только экстремальные ситуации, экстремальные условия деятельности требуют большей лояльности для получения больших гарантий в условиях повышенного риска. При общепринятой стандартной лояльности компания получает определенный баланс личностного потенциала и мотивационных возможностей компании, который и создает условия для нормального функционирования большинства организаций.
  3. Лояльностью этого уровня способны обладать лишь некоторые сотрудники компании, занимающие высокозамотивированные позиции и обладающие высоким потенциалом лояльности. Обычно это высшее руководство компании, близкое к "отцам-основателям", имеющее часть акций компании и связывающее свои будущие перспективы с данной компанией. Не стоит строить иллюзий в отношении того, чтобы добиться такого уровня лояльности у большинства служащих организации. Массово такое возможно, пожалуй, лишь в партиях либо в религиозных организациях, строящих свою работу на элементах определенного "зомбирования" приверженцев.

 
Рядовой сотрудник может обладать таким уровнем лояльности в силу исключительных обстоятельств. Это могут быть традиции многовековой династии, когда прадед, дед, отец и сын работают на предприятии, хранят его традиции и передают свою преданность и верность из поколения в поколение, либо в том случае, если компания спасла жизнь самому близкому человеку, выручила сотрудника из крайне критической ситуации, в ходе которой переосмысливаются ценности и формируются новые отношения к тем, кто участвовал в спасении.
Именно с этого уровня лояльность переходит в приверженность организации, при которой человек идентифицирует себя с организацией, представляет себя и организацию как единое целое, не разделимое никакими обстоятельствами. Такого человека нельзя подкупить или запугать, поскольку изменить самому себе - это значит потерять и уничтожить себя и свою личность. Трудности организации, ее радости и победы он воспринимает как свои собственные.

Для него не важны доходы и другие методы стимулирования, членство в организации такой работник считает высшей наградой и единственной формой своего существования. Приверженность организации означает отождествление работником себя с культурой компании. Такой работник не говорит: "Есть я и культура, и компания", а утверждает: "Я и есть культура и компания".


 
Типы личности с поведением, представляющим угрозу  
для безопасности организации и успешной мотивации персонала
 



Тип поведения
Описание
Аддиктивное поведение
Уход от реальности путем изменения своего психического состояния с помощью наркотиков, алкоголя или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности (карты, тараканьи бега) для получения интенсивных эмоций. Эти процессы управляют жизнью человека, делают его беспомощным, лишают воли. Для достижения своих целей адцикт может пожертвовать чем угодно.
Антисоциальное поведение
Основная черта - совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.
Суицидное поведение
Подвергающее свою (соответственно, и рядом находящихся людей) жизнь риску
Конформистское поведение
Исполнение воли "авторитета", приспособленчество, некритичность, неспособность принимать решения, брать на себя ответственность.
Нарцисстическое поведение
Повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания, дистанцирование от коллектива (как следствие - неприятие его норм и требований).
Фанатическое поведение
Слепая приверженности какой-либо идее, нетерпимости к ~ другим взглядам, что может сопровождаться действиями насильственного характера. Нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются как враждебные или заслуживающие презрения.
Аутистическое поведение
Затруднение социальных контактов, оторванность от действительности, погруженность в сферу мечтаний. Отсюда - невозможность адекватно оценить ситуацию и принять решение.

 
Тест. Определение направленности личности
С помощью методики выявляются три основные направленности мотивации личности.

  1. Направленность на себя (Я) - это ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, конфликтность, интровертность.
  2. Направленность на людей, общение - социальная направленность (С): стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных задач, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях о людьми.
  3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, полезное для достижения общей цели.

Выберите одно из трех предложенных утверждений анкеты.
 
АНКЕТА  
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: а) одобрения моей работы;
б) сознания того, что работа сделана хорошо;
в) сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол, то я хотел бы быть: а) тренером, разрабатывающим тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои зна
ния в этом предмете;
в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое
мнение.
4. Мне нравится, когда люди: а) радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) стремятся выполнить работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: а) были отзывчивы и помогали людям при любой возможности;
б) были верны и преданны;
в) были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю: а) тех, с кем складываются хорошие взаимоотношения;
б) на кого можно всегда положиться;
в) кто может много достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю: а) когда у меня что-то не получается;
б) когда портятся отношения с товарищами;
в) когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог: а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучива
ет над ними;
б) вызывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось: а) проводить время с друзьями;
б) ощущение выполненных дел;
в) когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: а) добился успехов в жизни;
б) по-настоящему увлечен своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна: а) научить решать задачи, которые ставит Жизнь;
 
б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;



Содержание раздела