3.1. Трудовая деятельность как объект мотивации
Этапы разработки и оптимизации системы вознаграждения персонала
Возрастной интервал этапа |
Цели трудовой деятельности на данном этапе |
Характеристика трудового потенциала |
Требования к перспективам карьеры |
Мотиваторы трудовой активности |
До 25 лет |
Поиск устойчивых ориентиров и критериев жизненной перспективы, определение направления трудовой деятельности с учетом трудового опыта, интересов, профессиональных навыков |
Формируются ценностные ориентации, психофизические особенности работника получают четкую определенность. Начинается профессиональная подготовка, развитие способностей к труду, усвоение образцов трудового поведения, осознание личной ответственности за результаты |
Чаще всего требования расплывчатые либо неадекватные имеющимся возможностям, в ряде случаев уже имеется четкая цель и основные представления о развитии карьеры |
1. Приятная рабочая среда, эргономика, формирующие пози тивное представле ние о работе 2. Безопасность (физи ческая и социальная) 3. Справедливость оценки труда и возна граждения 4. Профориентация, знакомство с различ ными видами трудо вой деятельности для правильного выбора |
От 25 до 35 лет |
Формирование стабильного жизненного, семейного, социального и профессионального существования |
Формируется чувство социальной ответст-вености, готовности выполнять общественно значимые функции. Состоялся выбор про-фессии. Вырабатывается навык оптимума энергетических и физических затрат в труде, строится функциональный алгоритм трудового поведения |
Осознание индивидуального временного масштаба карьеры, профессиональной перспективы, регулирование в соответствии с ними своих ресурсов и способностей |
1 .Личное развитие, новый опыт.знания, обучение 2.Участие в принятии решений и определении целей своей работы З.Рост материальной заинтересованности 4. Приобщение к оргкупьтуре компании, участие в проектах и мероприятиях |
От 35 до 50 лет |
Гармоничное развитие всех сторон жизнедеятельности работника |
Вершина социальной, профессиональной и функциональной зрелости. Ценностные установки ориентированы на самые значимые и актуальные задачи. Лидирующее положение в труде, высокая самооценка и притязания, богатый профессионально-квалификационный и деловой потенциал |
Формируются предельные реально обоснованные требования |
1 .Высокая ориентация на содержание труда 2.Необходимость самостоятельно принимать решения, участвовать в управлении 3. Карьерный рост, же лание руководить людьми, всеобщее признание и уваже ние 4. Сочетание высоких требований к матери альному и морально му стимулированию 5. Максимальные воз можности для обуче ния, повышения ква лификации |
От 50 и старше |
Сохранение сложившейся социально-производственной ситуации и своего рабочего места, отвечающего профессиональным интересам и потребностям, либо постепенная минимизация усилий и своевременный выход на пенсию |
Заключает в себе противоречие между высоким уровнем самосознания, богатым жизненным опытом, огромным профессиональным мастерством и снижающейся жизненной, физической активностью. Выделяется группа работников с относительно устойчивым психофизическим потенциалом, сохраняющая высокую работоспособность и эффективно работающая на руководящих административных должностях |
Для работников с понижающейся работоспособность ю характерна смена рода занятий, выбор менее интенсивных форм, с последующей ориентацией на пенсию. Группа с устойчивым трудовым потенциалом стремится сохранить и по возможности упрочить свои карьерные позиции, что может вступить в противоречие с инновационными процессами на предприятии |
1 .Получение высокой пенсии, досрочный выход на пенсию 2. Мотиваторы уважения, авторитета 3. Передача опыта молодежи, наставничество 4. Предоставление в своей компании работы,не требующей значительных физических усилий (научная, педагогическая) 5. Мотиваторы престижа, успеха, достижения цели, высот карьеры |
Ситуация для обсуждения
По итогам работы за год компания выделила для стимулирования бригады наладчиков 50 тысяч рублей. В бригаде 5 человек, бригадир распределил средства поровну (по 10 тысяч на каждого), чем вызвал большое недовольство работников и конфликтную ситуацию в бригаде. Как вы разделили бы эту сумму и какие еще применили бы методы стимулирования, учитывая состав бригады?
Тест. Методика "Структура мотивации трудовой деятельности"
Методика разработана К. Замфир.
Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). Соответственно, в опроснике имеются 7 позиций, относящихся к этим компонентам.
Инструкция
Попытайтесь дать оценку различным типам мотивов в следующих четырех случаях.
Для ответа пользуйтесь следующей шкалой.
Какое имеет значение |
В какой мере |
||||
В очень неболь шой |
В достаточно небольшой |
В средней |
В достаточно большой |
В очень большой |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Денежный заработок: |
|||||
- я как руководитель |
|||||
- мой руководитель |
|||||
- я сам |
|||||
- мои товарищи |
|||||
2. Стремление к продвижению по работе: |
|||||
- я как руководитель |
|||||
- мой руководитель |
|||||
-я сам |
|||||
- мои товарищи |
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег: |
|||||
- я как руководитель |
|||||
- мой руководитель |
|||||
- я сам |
|||||
- мои товарищи |
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей: |
|||||
- я как руководитель |
|||||
- мой руководитель |
|||||
- я сам |
|||||
- мои товарищи |
|||||
5. Ориентация на престиж и уважение со стороны других: |
|||||
- я как руководитель |
|||||
- мой руководитель |
|||||
- я сам |
|||||
- мои товарищи |
|||||
\6. Удовлетворение от хорошо выполненной работы: |
|||||
- я как руководитель |
|||||
- мой руководитель |
|||||
- я сам |
|||||
- мои товарищи |
|||||
7. Общественная полезность труда: |
. _. |
||||
- я как руководитель |
|||||
- мой руководитель |
|||||
-я сам |
|||||
- мои товарищи |