3.3. Влияние целеполагания на мотивацию работника
Цели являются субъективным отражением в психике человека объективно существующих возможностей результата деятельности или поступка. Они раскрывают возможности и способы реализации мотива в конкретных для данного человека условиях жизнедеятельности, выступают в качестве объектов мотивации, не объясняя до конца содержание мотива, т.е. того личностного смысла, который вкладывает субъект в свою деятельность.
Особенности влияния целей на мотивацию работника
Зависимость цели от числа мотивов, определяющих ее |
Цель детерминируется несколькими мотивами. Например, цель получить хорошую работу побуждается такими мотивами, как материальный, безопасности, общения с интересными людьми, творчество и т. п. Чем большим количеством мотивов детерминируется цель, тем значимее и уасущнее она для работника и тем интенсивнее деятельность, направленная на ее достижение. |
Зависимость цели от ее конкретизации |
Конкретизация цели, разработка промежуточных целей и средств их достижения -важный мотивационный фактор. Чем конкретнее цель, тем сильнее она побуждает к деятельности. Выделение промежуточных подцелей усиливает мотивацию, так как достижение очередной промежуточной цели создает ситуацию успеха, эмоционального заряда. |
Зависимость цели от времени ее осуществления |
Близкие цели побуждают нас к деятельности сильнее, чем дальние, поскольку меньше осуществим соблазн отложить ее выполнение на будущее. |
Зависимость цели от субъекта ее постановки |
Цель, поставленная человеком самостоятельно, усиливает мотивацию, создает позитивное настроение и удерживается дольше. Цель, задаваемая извне, вызывает меньшую активность. Человек не всегда автоматически принимает такую цель - на ее восприятие накладывают отпечаток многие факторы, в том числе и характер взаимоотношений с человеком, поставившим цель. Внешние цели часто кажутся навязанными, унизительными, создающими эффект командования человеком. |
Качества личности, определяющие развитие мотивов в цели
1 Общественно-психологические качества личности |
Индивидуально-психологические качества личности |
Ценностные ориентации - это относительно устойчивое и социально обусловленное избирательное отношение личности к материальным и духовным благам. Они формируются воспитанием и находятся под воздействием общественного мнения, определяя социальную перспективность или бесперспективность того или иного вида потребления. Социальная установка - это психологическая готовность человека реагировать определенным образом на возможность удовлетворения определенной потребности в данной ситуации. Притязания - ожидания - те сущностные личные житейские интересы, на удовлетворение которых рассчитывает работник, совершая данные действия. Стереотипы - устойчиво сохраняющиеся в сознании образы и представления, являющиеся эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой. |
Восприятие предполагает отражение в сознании человека целостных предметов и явлений на основе полученной из ощущений информации и ее обработке. Знание типов темперамента (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический) помогает верно соразмерить возможности работника с требованиями различных видов деятельности. Эмоции и чувства наполняют жизнь человека радостью или переживаниями, подстраховывают личность от возможностей стандартизации ее психики. Характер человека проявляется в его отношении к обязанностям, долгу, к людям и к самому себе и выражается в присущих ему способах поведения в определенных ситуациях. Воля является способностью человека преодолевать препятствия и добиваться поставленных целей. Мыслительная деятельность - сложный познавательный процесс отражения существенных, закономерных связей и отношений; включает в себя сложные познавательные процессы, мышление, память и воображение. Способности - индивидуальные свойства, определяющие продуктивность функционирования человека в конкретной ситуации. |
Отличительная черта |
Признаки |
Энергия |
Общая энергетика человека, излучение бодрости, решимости, заинтересованности, желание взяться за дело "засучив рукава" |
Преданность делу |
Профессиональная заинтересованность, знания, желание дальнейшего совершенствования в данной области, чтение специальной литературы |
Выносливость |
Преодоление препятствий, трудностей; отношение к конкурентной борьбе, как к естественной, развитие решимости не сдаваться |
Навыки |
Навыки приобретаются человеком в том направлении, в котором он хотел бы двигаться и развиваться дальше |
Целеустремленность |
Умение ставить перед собой цели и добиваться их, концентрация энергии в направлении достижения цели |
Удовольствие |
Удовлетворение, радость от работы, увлеченность, желание совершенствовать работу и самого себя, самообразование и саморазвитие |
Ответственность |
Желание брать на себя ответственность, чувство долга, обязательность, желание расширять свои полномочия, нести ответственность за принятые решения |
Выполнение целей по системе УПЦ для руководителя подразделения
Цель |
Вес, % |
Факт |
План |
% выполнения |
Прибыль, руб. |
40 |
5546 |
39906 |
13,8 |
Продажи, руб. |
30 |
47347 |
158266 |
38,6 |
Количество клиентов |
10 |
36 |
200 |
18 |
Кредиторская задолженность, норматив |
10 |
30 |
31 |
96,7 |
Продажи сотрудников, руб. |
10 |
22356 |
48666 |
45,9 |
УПЦ |
100 |
33,16 |
Оценка выполнения поставленных целей рассчитывалась так:
13,8x40: 100 = 5,52;38,6х30: 100=11,58; 18x10: 100= 1,8; 96,7х 10 : 100 = 9,67; 45,9 х 10:100 = 4,59.
Интегральный коэффициент равен 33,16. Значение интегрального коэффициента определяет матрицу премирования сотрудников. Например, руководитель получает 10 %-ную премию только при значении интегрального коэффициента 50.
Вопросы для обсуждения
Перед вами - цели нескольких компаний. Проанализируйте, какие мотивы трудового поведения работников развивают и стимулируют такие цели организации. Удачна ли такая трактовка для мотивации персонала этих компаний и решения задач совпадения целей и интересов работников с целями и интересами компании?
Какие методы мотивации вы предложили бы для данных компаний?
Цели компании Nike Inc:
Цели "ЗМ" позиционируются компанией так.
"ЗМ" является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы:
для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества. HEWLETT PACKARD (HP) провозглашает такие цели.
Цели концерна "ИКЕА" таковы.