Стратегия прибыльности (сокращения издержек). Главное - повышение прибыльности. Усилия, требующие финансовых затрат, - скромные, возможно прекращение найма. Управленческая система хорошо развита, обширная система процедурных правил. |
Внимание на критерии количества и эффективности, сроки кратковременные, результаты - при относительно низком уровне риска и максимальном уровне организационной закрепленности. |
Вознаграждение за конкретные результаты, за достижение цели. Оптимизация занятости и числа работников. Широкая система премирования, система участия в прибыли. Жесткое закрепление на рабочем месте. Единовременные вознаграждения. |
|
Ликвидационная стратегия. Продажа активов, устранение возможных убытков, сокращение числа работающих. Не уделяется внимания спасению организации, поскольку ожидается дальнейшее падение прибылей. |
Требуются служащие на короткое время, узкой специализации. Без большой приверженности фирме. Особой потребности в кадрах нет. |
Досрочный выход на пенсию, аутсорсинг и аутстафинг. Вознаграждение растет медленно, без дополнительных стимулов. Мотивация развития неспециализированной карьеры, совмещения работ. |
Структура компенсационного пакета включает в себя три основных элемента:
Основные правила разработки компенсационного пакета
f. Система компенсаций должна ориентировать работника на достижение нужного компании результата, поэтому заработная плата и иные денежные выплаты должны увязываться с показателями эффективности работы как самой организации (прибыль, выполнение плана, улучшение качества, оборот компании, объем продаж), так и рабочих групп, структурных подразделений, самого работника. |
2. Система компенсаций должна сочетать в себе жесткость правил определения денежного вознаграждения и гибкость в реагировании на изменения внешней и внутренней ситуации в организации, т. е. компенсации должны выступать не только мотиватором трудовой деятельности, но и средством управления, рычагом для руководства. Руководство должно иметь возможность как поощрения, так и наказания в системе компенсаций. |
3. Новая система компенсации, с одной стороны, не должна ухудшать положение сотрудника в материальном плане, - наоборот, при разработке и внедрении такой системы у работника должна быть возможность увеличить свое вознаграждение, но, с другой стороны, система компенсаций не должна предъявлять чрезмерные требования к компании, подрывая ее экономическую состоятельность и конкурентоспособность. |
4. Внедрение системы компенсаций должно сопровождаться продуманным механизмом информирования работников о новых правилах денежного вознаграждения, постоянным мониторингом эффективности компенсационного пакета. |
4.3, Разработка базовой заработной платы
Базовая заработная плата - гарантированная компенсация работнику за его труд в компании, т. е. вознаграждение за исполнение должностных обязанностей на своем рабочем месте в объеме и с качеством, предусмотренными должностными инструкциями или иными нормами и регламентами компании.
Соотношение основных элементов компенсационного пакета может быть следующим:
Базовая зарплата (тарифная часть + доплаты + надбавки) |
Участие в прибылях |
Социальные трансферты |
Премия |
100% |
50% и более |
50% и более |
30-100% |
Разработка базовой заработной платы включает в себя несколько этапов:
Описание и анализ рабочих мест
- основные показатели работы: производительность, торговый оборот, количество
персонала и т. п.;
На основе обработки результатов опросов, проведенных по данным блокам, разрабатываются должностные инструкции и положения о подразделениях компании.
Оценка и классификация рабочих мест. Этапы работ
Ранжирование по обобщенному критерию внутрифирменной ценности должности |
Балльный метод |
Иерархическое ранжирование должностей в порядке их значимости и сложности (начиная от наиболее простой к сложной) |
Выделение ключевых факторов оценки должности: сложности, ответственности, рискованности, напряженности и т. п. |
Группировка проранжированных должностей по категориям (обслуживающий персонал, менеджеры, специалисты и т. п.) |
Придание каждому фактору своего веса и балльной оценки (работа экспертов) |
Присваивание каждой должности разряда по оплате |
Выставление баллов каждой должности по каждому фактору и их суммирование; в зависимости от суммы баллов - ранжирование должностей |
Тарификация должностей Тарифные коэффициенты и тарифные ставки единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы
Разряды оплаты труда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Тарифные коэффициенты |
1,0 |
1,11 |
1,23 |
1,36 |
1,51 |
1,67 |
1,84 |
2,02 |
2,22 |
Тарифные ставки |
600 |
670 |
740 |
820 |
910 |
1010 |
1110 |
1220 |
1340 |
Разряды оплаты труда |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Тарифные коэффициенты |
2,44 |
2,68 |
2,89 |
3,12 |
3,36 |
3,62 |
3,9 |
4,2 |
4,5 |
Тарифные ставки |
1470 |
1610 |
1740 |
1880 |
2020 |
2180 |
2340 |
2520 |
2700 |
Грейдинговая система оценки
Грейд - уровень ценности сотрудника для компании.
Факторы оценки работ по системе Хэя
Необходимые знания |
1. Требуется ли специальное обучение, знание и использование специальных методов, техник и технологий при осуществлении данного вида работ? 2. Должен ли сотрудник иметь способность объединять и координировать разнообразные действия работников с различными обязанностями? 3. Необходимы ли навыки широких межличностных отношений? |
Способность решать проблемы |
7. Тип внешней среды, в которой работник решает задачи.2. Должен ли сотрудник иметь способность объединять и координировать разнообразные действия работников с различными обязанностями? 2. Сколь высока и разнообразна ситуативность решаемых задач? |
Ответственность |
1. Свобода действовать (нужен ли контроль со стороны руководства). 2. Воздействие работы на конечные результаты (прямое либо косвенное). 3. Величина ресурсов (объемов доходов или затрат), касающихся должности. |
Условия работы |
Учет экстраординарных условий работы, которые нельзя оценить другими факторами. |
В результате оценки работ по системе Хэя ценности каждого вида труда в баллах группируются в тарифные разряды - грейды, после чего определяется ставка оплаты. Оклад назначается должности в соответствии с ее весом и значимостью по критериям, важность которых определена компанией. При создании системы дополнительного вознаграждения на тарифную сетку окладов накладываются особенности людей, занимающих те или иные должности: принадлежность сотрудника к определенной группе в структуре компании (менеджеры, sales-сотрудники, сотрудники back-line или работники офиса и т. д.), принадлежность к определенному грейду, срок службы в компании, профессиональные качества, эффективность деятельности и пр.
Система грейдов для консалтинговой компании
8 |
Старший топ-менеджер |
|||||
1 7 |
Топ-менеджер |
|||||
6 |
Главный системный архитектор |
Директор проекта |
Директор по консалтингу/ партнер |
Директор бизнес-направления |
Директор по развитию бизнеса |
|
5 |
Системный архитектор |
Ведущий менеджер проекта |
Главный консультант |
Ведущий линейный руководитель |
Руководитель направления продаж |
|
4 |
Главный специалист |
Менеджер проекта |
Ведущий консультант |
Линейный руководитель |
Ведущий менеджер по продажам |
|
3 |
Ведущий специалист |
Старший консультант |
Менеджер по продажам |
Ведущий специалист |
||
2 |
Старший специалист |
Консультант |
Ассистент-стажер |
Старший специалист |
||
1 |
Специалист |
Консультант-стажер |
Специалист |
|||
0 |
Стажер |
Стажер |
||||
Грейд |
IT-специалист |
Менеджер проекта |
Консультант |
Линейный руководитель |
Менеджер по продажам |
Администрац специалист |